Как все-таки уплотняется время! У нас на глазах происходит то, на что раньше требовались столетия, – становление экономической сверхдержавы. Речь, конечно же, о Китае. В прошлом десятилетии мир захлестнула волна дешевого и низкокачественного ширпотреба из КНР; за ней последовала волна бытовой техники (как "одноразовой", так и весьма неплохой); теперь наступает очередь "девятого вала" более серьезных технических изделий, в том числе автомобилей. Свои потребности Китай большей частью удовлетворяет сам, но активно приобретает за рубежом технологии и оборудование. В итоге сейчас он близок к тому, чтобы насытить свой авторынок и начать "завоевание мира".
Качество производимых в КНР автомашин пока оставляет желать лучшего, но оно постоянно растет. А вот количественный рост уже просто потрясает. В начале декабря Всекитайская ассоциация автопроизводителей опубликовала доклад, согласно которому рост китайского авторынка и автопрома в 2009 г. составит 40%. В стране будет произведено и продано порядка 13 млн автомобилей. Таким образом, по этому показателю КНР утвердится на первом месте в мире (в 2008 г., согласно официальным данным, в стране было выпущено 9,34 млн машин, а продано – 9,38 миллиона). В последние месяцы рост был наиболее заметным: только в сентябре в КНР было продано на 83,6% автомобилей больше, чем в аналогичный период прошлого года.
В условиях кризиса (который все-таки сказывается и на китайской экономике) подобный рывок не мог быть осуществлен без государственной поддержки. В начале года власти вдвое (с 10% до 5%) снизили налог на продажу автомобилей с двигателями рабочим объемом до 1,6 литра. Это послужило мощным импульсом к развитию китайского авторынка. Правительство предоставляет гражданам ощутимые налоговые льготы при утилизации старого и покупке нового авто; кроме того, для стимулирования продаж автотехники в КНР был создан специальный фонд обновления сельского автопарка объемом $730 млн, а для качественного развития автомобильной индустрии в ближайшие три года будет выделено $1,5 млрд на новые инженерные разработки и поиск альтернативных видов топлива для транспорта.
Но не только забота государства стимулирует китайский автопром. Рост обеспечивается также за счет интереса западных производителей, которые приходят на китайский рынок, видя в нем спасение от глобального кризиса, повлекшего спад мировой автомобильной промышленности. По оценкам экспертов Daimler AG , в 2009 г. продажи автомобилей в мире сократятся на 21% – до 48 млн машин, что станет самым глубоким падением за последнюю треть века. А в Китае – наоборот, рост. И результаты потрясающие. Немецкие автомобильные концерны хвастаются рекордными объемами продаж в КНР: только в сентябре они выросли у Mercedes Benz на 59%, у Volkswagen – на 63%. А лидером продаж на территории Китая стала "дочка" VW – Skoda , объем продаж которой вырос аж на 188%.
Взаимодействие Китая с зарубежными компаниями – это, как принято сейчас говорить, "улица с двусторонним движением": китайские концерны тоже интересуется активами ведущих мировых автопроизводителей и при любой возможности покупают их. Таким образом они получают доступ к передовым технологиям и приобретают известные бренды. Недавно представитель Министерства коммерции КНР Яо Цзянь сообщил СМИ, что его ведомство поддерживает планы корпорации Geely Automotive по приобретению шведской марки Volvo . По его словам, эта сделка будет способствовать накоплению опыта в сфере международных слияний и поглощений, повышению уровня технологий в КНР, улучшению репутации китайского автомобильного бренда, а кроме того – "эффективному использованию Китаем его валютных резервов".
В итоге, приобретение китайскими компаниями зарубежных марок, а также создание совместных предприятий по производству автомобилей стало тенденцией. Китайской Shanghai Automobile Industry Corporation (SAIC) принадлежит британский бренд MG Rover (часть Rover Group ). В настоящее время завершается оформление сделки по приобретению компанией Sichuan Tengzhong у американской GM марки Hummer . Недавно стало известно, что компания Beijing Automotive Industry приобрела активы марки Saab – в том числе, технологии. При этом китайцы не скрывают, что преследуют цель внедрения этих технологий в производство собственных автомобилей. А уж "иномарки" в Поднебесной производят давно и масштабно. Например, Volkswagen построил на территории КНР 13 заводов и строит четырнадцатый; Ford Motor – четвертый.
Согласно экспертным прогнозам, уже к 2012 г. Китай будет производить 17 млн машин, что превратит его в безоговорочного лидера среди мировых автопроизводителей. Кроме того, в планы партии и правительства КНР входит наращивание автомобильного экспорта, да такими темпами, чтобы к 2020 г. на долю китайских компаний приходилось 10% глобального автомобильного рынка. Для этого в автомобильной отрасли необходимо будет поддерживать рост не менее чем на 20% в г., и тут китайские автопроизводители без иронии могут заявлять: "Запад нам поможет".
Остается только сожалеть, что у России, как всегда, не получается идти "по китайскому пути": хотел Сбербанк (совместно с канадской Magna ) прикупить Opel , но не вышло – американцы не дали.