Практичные британцы придумали новый способ поддержания своего финансового благополучия, пошатнувшегося из-за кризиса. Стремительно растущие цены на золото побуждают их расставаться с золотыми скобами на зубах для последующей продажи. По наблюдениям британских стоматологов, сотни счастливчиков, имеющих во рту подобные конструкции, снимают их, чтобы затем выгодно реализовать. Золотые скобы используются в основном для лечения людей, страдающих аллергией на никель. На создание одного комплекта уходит в среднем 8,5 г металла. Сегодня за пару таких скоб можно выручить до 100 фунтов стерлингов (примерно $162).
Британцев легко понять. С начала текущего года стоимость золота увеличилась на 25%. Максимального значения она достигла 3 декабря, взлетев до $1226 за тройскую унцию. Затем пошла на снижение, но по-прежнему держится на высоком уровне. В ходе торгов на Лондонской бирже металлов в пятницу спотовая цена на золото составила $1106,40 за унцию. Февральский фьючерс в ходе торгов на Нью-Йоркской товарной бирже колебался около отметки $1107 за унцию.
Воспользоваться рекордно высокими ценами на желтый металл решили и российские государственные структуры. На минувшей неделе министр финансов Алексей Кудрин объявил о намерении продать Центробанку крупную партию золота из Гохрана. Ранее он сообщал, что Минфин собирается продать ЦБ 30 тонн золота. Вырученные средства планируется направить, в том числе, на закупку алмазов у АК "АЛРОСА". В следующем году, как и в этом, Минфин планирует купить алмазов примерно на 31 млрд рублей. Таким образом правительство пытается поддержать алмазодобывающую отрасль: в отличие от золота, спрос на алмазы в период кризиса заметно снизился, и их рыночная цена сегодня находится на самом низком уровне за последние 15 лет.
Продажа ожидается уже на этой неделе. Стоимость золота будет определяться по цене драгметалла на Лондонской бирже в день, предшествующий продаже. Кудрин подчеркнул, что продажа крупной партии золота – это вынужденная антикризисная мера, и на ближайшие годы таких операций больше не планируется. "Впоследствии мы не собираемся уменьшать долю золота в золотовалютных резервах, а наоборот – Центробанк ее увеличит", – заявил он. Впрочем, формально уменьшения этой доли в данном случае не произошло. Поскольку в золотовалютные резервы входят запасы золота и в Гохране, и в ЦБ, можно говорить, скорее, об их перекладывании из одного кармана в другой. По крайней мере, о последующей реализации купленного ЦБ золота на мировом рынке еще ничего не говорилось.
Между тем центробанки ряда стран в этом году решили увеличить свои вложения в золото. Так, Индия купила у МВФ сразу 200 тонн драгметалла, Маврикий – 2 тонны, а Шри-Ланка – 10 тонн.
Причины повышенного спроса на золото очевидны. В период сильных волнений на валютном рынке вложения в золото представляются тихой гаванью, где можно спокойно переждать экономический шторм. Однако надежность этой гавани не гарантирована. Ажиотаж со стороны центробанков еще больше подогревает рост цен на золото, который и без того в значительной степени является спекулятивным. А чем заканчиваются подобные ралли, год назад уже ощутили на себе нефтяные трейдеры. Некоторые экономисты уже предрекают скорый крах золота. Так, по мнению профессора Нью-йоркского университета Нуриэля Рубини, на мировом рынке золота возник спекулятивный пузырь, что создает серьезную угрозу падения цен на этот драгметалл. Лишь возвращение в мировую экономику высокой инфляции способно вызвать здоровый рост цен на золото, но пока ничего подобного не наблюдается.