В 2009 году поставки зарубежной винодельческой продукции в Украину снижались, а лидеры теряли свои позиции. За период с января по сентябрь текущего года импорт вина составил 1168, 6 тыс. дал, что практически в 2 раза ниже показателей аналогичного периода предыдущего года. Общий объем легального ввоза вина за 9 месяцев 2008 года составляет 2404, 3 тыс. дал. Импортеры объясняют такое резкое сокращение тем, что валютные колебания заставили операторов рынка повременить с новыми заказами и работать с докризисными запасами продукции. Соответственно, это повлияло на показатели объема импорта винодельческой продукции в Украину. Несмотря на финансовые трудности, позитивная динамика роста импорта наблюдается у винодельческой продукции из стран Европы и Нового света. Если в 2008 году за период с первого по девятый месяц доля винодельческой продукции из Европы составляла 5,5 % (131,3 тыс. дал), из стран Нового света - 1,5% (36,910 тыс. дал) от общего объема импорта в Украину, то за аналогичный период в 2009 году эти показатели выросли: импорт из Европы равняется 13,5% (157,3 тыс. дал), из стран Нового света - 8,3 % (97,3 тыс. дал). Среди европейских стран-поставщиков винодельческой продукции на протяжении последних двух лет лидирующие позиции сохраняют Франция и Италия. Продолжает терять свои позиции Молдова. Так, если в январе-сентябре 2008 года эта страна занимала - 79,4% импорта (1910 тыс. дал), то в январе-сентябре 2009 года уже 54% (634,1тыс. дал). К концу года укрепился курс молдавской национальной валюты (лея). Как следствие - начавшийся в 2008 году рост стоимости молдавских вин сохранился и в 2009, что привело к снижению объемов закупок со стороны украинских импортеров. Сухое молдавское вино сейчас сильно пострадало из-за своей высокой цены и столкнулось с конкуренцией со стороны украинской продукции. Дмитрий Сайфудинов считает, что в будущем, в высоком ценовом сегменте все же останутся такие позиции, как Cricova или Purcari, но для потребителя они являются скорее экзотическим продуктом, чем повседневным, поэтому ожидать высоких продаж за их счет не стоит. Но есть и оптимистический прогноз, касающийся молдавского вина. Утраченные позиции молдавские виноделы могут частично вернуть за счет импорта тех товаров, которые являются "эксклюзивным" предложением от Молдовы. "Можно спрогнозировать, что Молдавия сосредоточится на производстве группы качественных вин, таких как Мускат и Траминер. Скорее всего, они будут составлять основную доминанту импортируемого из Молдовы вина. Причина в том, что в мускатно-траминерной группе вин молдавские производители предлагают лучшее и пока что единственное предложение за приемлемую цену. Вырос импорт вина из Грузии. За 9 месяцев 2008 года вино Грузии составляло 11,5 % от всего импорта ( 275,8 тыс. дал); а за январь-сентябрь 2009 года уже 24% (280 тыс. дал). Импортеры объясняют стабильность импорта винодельческой продукции из этой страны безвыходностью грузинских производителей. Вся та продукция, которая была рассчитана на российский рынок, сейчас направляется на рынки Украины, Прибалтики и других стран. Главным недостатком импортируемых из Грузии вин операторы рынка называют их завышенную стоимость. Если в ближайшее время цена этой продукции не упадет, продукция грузинских виноделов будет потеснена товарами из европейских и новосветских стран с более демократичной ценовой политикой. ценовая политика производителей из СНГ и усугубившие ее валютные колебания. "Грузия сейчас должна заняться перепозиционированием своих продуктов по стоимости, потому что цены на их вина были и остаются завышенными, за исключением одной-двух позиций. Высокие цены на грузинские вина совершенно не оправданы, учитывая жесткость конкуренции между грузинскими производителями на украинском рынке. Когда рынок РФ оказался полностью закрытым, в Украину пришли те производители, которые сюда не планировали выходить", - рассказывает директор компании "Винфорт" Дмитрий Сайфутдинов. Импортеры сходятся во мнении, что как и предыдущий, 2010 год будет тяжелым. Многие операторы рынка опасаются непредвиденных изменений в законодательстве в случае перемены власти в стране и приводят в качестве примера повышение акциза. Если власть так сурово обходится с местным производителем, ожидать снисходительного отношения к импорту иностранного алкоголя, скорее всего, не стоит. Руководитель отдела маркетинга компании "ДисНа" Алена Сизарова считает, что импорт винодельческой продукции будет соответствовать уже устоявшимся предпочтениям украинского потребителя: "Понятные органолептические характеристики продукта за умеренные средства", что означает дальнейшее освоение винодельческой продукции стран Нового Света. Алена Сизарова говорит, что кроме вин Чили, Новой Зеландии, Австралии и т.д., стоит ожидать ренессанса всем понятных и любимых грузинских вин. Генеральный директор виноторговой компании "Витис Групп" Сергей Мазур: "Полагаю, что более половины компаний уйдут с этого рынка. Отсутствие цивилизованной процедуры банкротств, возможно, не отразится на этом напрямую. Многие компании будут заниматься распродажей остатков продукции, для того чтобы вытащить хоть какие-то деньги. Появятся фирмы, которые будут играть в нецивилизованные игры. Например, завозить продукцию других дистрибьюторов и продавать ее за бесценок, создавая у потребителей иллюзию недорогого предложения. Параллельно с этим они будут завозить в страну продукцию невысокого качества и продавать ее со всевозможными наценками. Возможно, некоторые компании будут договариваться о ведении совместной деятельности в рамках различных форм и объединений. У сильных, более устойчивых игроков появится возможность изменить ассортимент в лучшую сторону за счет более слабых конкурентов". Сергей Мазур уверен, что стоит ожидать сильнейшей конкурентной борьбы между "оставшимися в живых". В рамках этого возможно появление продукции по демпинговым ценам, активный поиск новых каналов сбыта. В то же время некоторые розничные сети и сети ресторанов попробуют заняться собственным импортом, и в попытке привезти что-то подешевле, скорее всего, наполнят Украину большим количеством алкогольных напитков низкого качества. А через год, когда на рынке останется три-четыре наиболее сильных конкурента, мы увидим резкое падение уровня оказываемого этими компаниями сервиса: "А куда они (клиенты) денутся!". На работу рынка импортного алкоголя существенное влияние окажут также Президентские выборы, говорит специалист.