Чем больше российское руководство проясняет свою позицию относительно вступления в ВТО, тем больше запутывает ситуацию. Созданный ею с Белоруссией и Казахстаном Таможенный союз озадачил ЕС и спутал все карты администрации президента Обамы, который собирался преподнести быстрое завершение вступительного процесса как осязаемый результат "перезагрузки" российско-американских отношений.
Россия перегрузила своих оппонентов по ВТО информацией на тему, как она и ее партнеры по ТС намерены вступать в организацию . Врозь или блоком? На этот вопрос официальные лица трех стран давали самые разнообразные ответы, которые затем обрастали еще более разнообразными комментариями.
Поначалу, еще в июне, было объявлено о прекращении "сепаратных" переговоров участниками ТС и даже об отзыве ими своих заявок на вступление в ВТО с тем, чтобы подать новую, коллективную. Это подразумевает, по сути, или новые переговоры о вступлении целого блока (что допускается правилами ВТО, но на практике еще никогда не происходило), или длительное ожидание "отстающих" членов ТС.
Всем членам ТС (каждому в отдельности) уже не раз предлагали ускорить их вступление, если только они откажутся от совместного проекта. И очень скоро, во многом под давлением оппонентов, в единой позиции стран ТС послышались нотки неуверенности. Появились заявления о том, что сценарий вступления еще не определен, возможны разные варианты... Потом открыто заговорили о целесообразности вступить порознь, но не в ущерб целям создаваемого Таможенного союза. Такую точку зрения выразил, в том числе, и президент России, в отличие от премьер-министра озвучившего как раз "коллективный" сценарий вступления. Это дало повод комментаторам предполагать, что между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым возникли серьезные разногласия.
Как бы то ни было, но в октябре появилась новая, "гибридная" версия вступления: было объявлено, что Россия, Казахстан и Белоруссия возобновят переговоры о присоединении к ВТО по отдельности, но на согласованных позициях. И вступят порознь, но одновременно. Хотя, опять же, возможны разные варианты. Короче говоря, полная путаница.
Накануне подписания документов по созданию ТС генсек ЕврАзЭС Таир Мансуров "пояснил": "есть официальные заявления, что каждая из стран прекращает национальные переговоры и будут вступать в ВТО единой таможенной территорией". Однако он отметил наличие опасений, связанных с тем, что вступление Таможенного союза в ВТО не имеет прецедентов. В этой связи предусмотрена возможность того, три страны вступят "по отдельности", но "на взимосогласованных условиях" и "по срокам вместе". Как считает генсек ЕврАзЭС, "любой из этих вариантов имеет право на реализацию", причем в каждом из них "мы ни на йоту не отошли от первоначальной задумки".
В принципе, большой разницы в том, вместе или врозь будут вступать в ВТО Россия, Белоруссия и Казахстан, вовсе нет. Важнее другое – они твердо решили полностью согласовывать свои переговорные позиции и ждать друг друга "у входа". При этом они уже согласовали единый таможенный тариф, где за основу взяты российские таможенные пошлины. Таким образом, даже если вступать будут формально три субъекта, фактически вести переговоры придется как бы с одним. И этот "как бы один" по своей переговорной позиции будет очень напоминать Россию – наиболее упорного оппонента ВТО на всем постсоветском пространстве.
На такой вариант развития событий указывают и "Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов" – документ, еще летом подготовленном Минэкономразвития. Согласно этим "направлениям", с 2010 г. правительство России не сможет самостоятельно проводить таможенно-тарифную политику и, в частности, утверждать ставки таможенных пошлин, поскольку функции внешнеторгового регулирования с 1 января будут переданы Комиссии таможенного союза – регулирующему органу ТС. То есть, вести самостоятельные переговоры с членами ВТО по тарифным вопросам Россия просто не сможет.
На днях в Деловом клубе, организованном РИА "Новости", помощник президента РФ Аркадий Дворкович еще больше "прояснил" ситуацию. По его словам, Россия будет продолжать самостоятельные переговоры о вступлении, стремясь завершить их в 2010 году. И уже затем будет принято решение о том, как вступать: в рамках Таможенного союза или по отдельности, но с согласованием позиций. На вопрос, возможно ли в следующем году одновременное вступление России, Белоруссии и Казахстана, помощник президента ответил: "Маловероятно". Итак, интрига сохраняется, дело становится все более запутанным...
Проблема, однако, заключается не только и не столько в порядке вступлении трех стран-участниц Таможенного союза в ВТО. По словам начальника департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максима Медведкова, главная задача – обеспечить такие условия, чтобы Таможенный союз после присоединения к ВТО смог эффективно функционировать. "Таможенный союз – это единый тариф и единая система таможенного регулирования. Наша задача – добиться оформления Таможенного союза в ВТО. А как мы это сделаем – это вопрос, над которым сейчас работают эксперты. И решать это будут правительства наших стран вместе с членами ВТО".
Впрочем, ситуация, сложившаяся внутри самой ВТО, свидетельствует о правильности взятого тремя странами курса на "блоковое" участие в организации. Переговоры по ее развитию – Дохийский раунд – буксуют уже который год из-за невозможности состыковать интересы развитых и развивающихся стран. Первые хотят сохранить свои субсидии (главным образом, сельскохозяйственные), тогда как вторые не готовы чрезмерно открывать свои рынки. Состоявшаяся на прошлой неделе седьмая министерская конференция ВТО не способствовала нахождению выхода из этого тупика, хотя то и дело звучали призывы любой ценой завершить Дохийский раунд в 2010 году. Единственным практическим результатом конференции стало подписание 22 развивающимися странами соглашения, которое предусматривает сокращение на 20% таможенных тарифов в отношении 70% импортируемых товаров. Основная цель договоренности – придать динамику торговым отношениям по линии Юг – Юг и продемонстрировать сплоченность группы развивающихся стран, условно называемых "южными". В то время, как богатые страны Севера не могут ни о чем договориться и не идут на уступки, "страны Юга, – по словам министра торговли и промышленности Индии Ананда Шармы, – трансформируют идеи в конкретные инициативы".
Вполне возможно, что в будущем ВТО будет развиваться именно путем заключения подобных групповых или региональных соглашений. И Таможенный союз станет одним из блоков внутри мировой организации.