Несмотря на сокращение доходов и возросшую безработицу, американцы не намерены изменять привычке отрываться по полной программе во время рождественских распродаж.
Началом сезона распродаж считается т.н. "черная пятница", следующая за Днем благодарения (четвертый четверг ноября). Финалом ежегодного покупательского безумия является собственно само Рождество.
Уже известны первые результаты "черной пятницы" и "киберпонедельника" – грандиозного сейла в интернет-магазинах, наступающего после следующего за "черной пятницей" уик-энда. Согласно данным Национальной федерации розничной торговли (NRF), в текущем году отмечен рост числа покупателей, принявших участие в рождественских распродажах. С четверга по воскресенье в американских магазинах совершили покупки около 195 миллионов человек – на 20 миллионов больше, чем в прошлом. Как это обычно бывает, наибольшим спросом пользовались одежда, обувь, косметические товары и бытовая электроника. В то же время, по данным NRF, стоимость среднего чека в расчете на одного человека снизилась со $372 до $343.
Еще более активно действовали покупатели интернет-магазинов. По предварительным данным компании СomScore , в "киберпонедельник" американцы потратили на покупке в онлайне около $900 миллионов, что близко к рекордному значению. Количество онлайновых покупателей составило порядка 96,5 миллиона – это на 13,5% больше, чем в прошлом году.
Окончательные данные по итогам "киберпонедельника" должны появиться сегодня. По предварительным данным, за четыре дня американские ритейлеры продали товаров более чем на $41 миллиард. Это примерно такая же сумма, как и годом ранее.
Итоги рождественских распродаж традиционно рассматриваются как важный индикатор состояния экономики страны. Результаты нынешней "черной пятницы" и "киберпонедельника" вызвали довольно резкие расхождения во мнениях аналитиков. Одни апеллируют к росту числа покупателей и расценивают его как свидетельство восстановления спроса; другие указывают на снижение суммы среднего чека и тот факт, что потребители отдавали предпочтение магазинам-дискаунтерам и недорогим товарам. По мнению последних, это свидетельствует о слабости торговли и внутреннего потребления в США.
Однако с подобными выводами можно аргументировано поспорить. Первый и самый главный довод в пользу улучшения ситуации в потребительском секторе заключается в росте числа покупателей. Год назад многие вообще не пошли в магазины. Текущий год ознаменовался значительным ростом безработицы в США. По логике вещей, это должно было негативно сказаться на количестве покупателей, но, вопреки этому, оно выросло.
Факт снижения суммы среднего чека пессимисты объясняют снижением покупательской активности. Однако по сути, средний чек, как и средняя температура по больнице, не дает четкого представления о происходящем в отрасли. Он вполне может свидетельствовать всего лишь о сокращении доли крупных покупок, традиционно поднимающих его сумму. Например, в число покупаемых на распродажах товаров практически не попали автомобили. Пик их продаж пришелся на время действия государственной льготной программы "деньги в обмен на драндулеты".
Таким образом, итоги первых дней рождественских распродаж в США могут свидетельствовать о постепенном улучшении ситуации в сфере потребления. Совершенно очевидно, что этот рост не будет быстрым. Но все-таки он есть, и это на данном этапе является, пожалуй, главным.