Боливия готовится сменить имидж: из бедной индейской республики, славящейся повсеместным выращиванием коки, она хочет превратиться в энергетическую сверхдержаву. Вернее, стать империей батареек.
Все дело в соли. Точнее, в огромном солончаке Salar de Uyuni площадью 12 тыс. кв. км, расположенном в боливийских Андах. Там, помимо собственно соли, находятся крупнейшие в мире запасы лития.
Эксперты уверены, что мировой спрос на литий будет неуклонно расти. Развитие компьютерной и другой техники идет по пути придания ей большей мобильности и портативности, а значит, будут требоваться все более емкие и надежные аккумуляторы. Кроме того, под влиянием нестабильности нефтяного рынка и кампании по борьбе с "парниковыми газами" лидеры мирового автопрома запускают в производство электромобили и гибриды, которым тоже нужны литиевые аккумуляторы. Согласно прогнозам американской FMC Corp. (поставляющей литий для автопрома), на протяжении следующего десятилетия спрос на литиевые аккумуляторы будет расти на 9% в год.
Власти Боливии уверены, что нашли в солончаке Уюни "золотую жилу". Точные сведения о запасах месторождения держатся в тайне, однако даже та информация, которая доступна благодаря международным исследованиями, впечатляет. Так, по оценкам американских геологов, по объему извлекаемых запасов лития Боливия является бесспорным мировым лидером – 5,4 млн тонн. На втором месте Чили с 3 млн тонн, на третьем – Китай с 1,1 млн тонн, в самих США – всего 410 тыс. тонн. Другие исследования говорят о том, что в Боливии сосредоточена добрая половина мировых запасов этого металла.
Впрочем, одно дело найти полезные ископаемые, а другое дело – наладить их добычу, переработку и экспорт. Пока на солончаке Уюни лишь местные индейцы добывают соль для своих нужд, да туристы любуются этой природной диковиной (там, кстати, построена целая гостиница из соли). На промышленную разработку лития небогатой Боливии нужно найти $800 млн и соответствующие современные технологии. Как и следовало ожидать, от иностранных разработчиков и инвесторов нет отбоя: американские, французские, японские, южнокорейские и бразильские компании готовы взяться за это дело. О своем интересе к боливийскому солончаку заявили и представители России.
Но не тут-то было. У Боливии уже есть печальный опыт иностранного "инвестирования": на протяжении веков испанские завоеватели добывали серебро на богатейшем месторождении в горах Потоси, затем пришла очередь железной руды, затем – газа. Все эти богатства доставались конкистадорам Старого и Нового времени, а Боливия так и осталась беднейшей страной Южной Америки.
Нынешний президент Эво Моралес проводит кампанию по установлению государственного контроля над ресурсами страны . Правительство Моралеса уже не первый месяц отвергает предложения зарубежных компаний по добыче лития на солончаке Уюни, потому что они не вполне удовлетворяют его условиям. Условия таковы: создать в регионе добычи (почти с нуля) всю социальную и транспортную инфраструктуру, а также наладить производство литиевых аккумуляторов и техники, работающей на них, вплоть до электромобилей. Причем в совместных предприятиях 60% акций должно принадлежать боливийскому государству. А экспортировать литий в виде сырья вообще не предполагается.
Правящая партия "Движение к социализму" уже заявила, что в случае победы на выборах (намеченных на 6 декабря) намерена превратить Боливию в ближайшие три года в региональный энергетический центр. Достичь этой цели планируется путем реализации ряда газовых и гидроэнергетических проектов, а также налаживанием добычи лития и производством аккумуляторной техники.