Концепцию скандинавских аукционов в отличие от многих видов сетевой коммерции объяснить довольно просто: лот (обычно это дорогая техника) выставляется по рекордно низкой цене, после чего пользователи делают ставки, за которые платят реальными деньгами. Смысл всего этого процесса в том, что в среднем гипотетический ноутбук (телефон, КПК и т.п.) можно выиграть за 10% от реальной суммы товара.
В данном случае экономические отношения между "продавцом" и "покупателем" максимально честные - за счет массовости площадка покрывает стоимость ушедшего за бесценок лота, а его счастливый обладатель не верит тому, что удалось купить лэптоп за каких-нибудь 200 гривен. Главное - это желание победить, - говорят практически все гуру "скандинавских покупок".
Лидером мирового рынка с 2005-го года стал стартап Swoopo, который и задал моду на скандинавские аукционы, навсегда закрепив за собой звание образца для подражания. На данный момент Swoopo, который первоначально базировался в Германии, вырос в большую международную компанию с шестью локальными офисами, занимающимися вопросами локализации и доставки.
В странах СНГ отношение к такого рода сайтам до сих пор неоднозначное из-за мошенников, которые первыми вышли на этот рынок. Именно поэтому скандинавские аукционы часто обвиняют как в наличии "ботов", автоматически повышающих стоимость лота, так и в "разводе" ("Купил ставок, играл на аукционе, а они взяли и закрылись. Где искать - не знаю", - такие записи часто можно встретить на форумах.).
Прокомментировать ситуацию и детально разобраться в бизнес-модели аукционов мы попросили руководителя департамента интернет-проектов ООО "Премо-групп" Павла Альтмана, который является руководителем проекта нового торгово-развлекательного портала Mozgo.ua.
Павел, почему был выбран именно скандинавский аукцион?
Это сочетание электронной коммерции и развлечения. Поскольку ниша традиционной электронной коммерции сейчас плотно занята, мы решили искать другие варианты. Увидев эту идею, поняли, что хотим организовать всё правильно и по-настоящему. В итоге, мы решили дополнить всё игровой составляющей и функциональностью социальной сети. Таким образом, задача стала следующей: создать сообщество любителей "покупать весело".
Как выглядит ваша бизнес-модель?
Наша цель – не раздеть пользователя до нитки, а лишь в среднем иметь по лотам нормальную прибыль для того, чтобы бизнес был рентабельным и давал возможности его расширять. Как результат, мы предлагаем пользователю всего лишь другой способ совершения покупки. При создании "Мозго" мы руководствовались слоганом Swoopo - "entertainment shopping". Уверен, что с задачей по созданию платформы для "развлекательного шоппинга" мы справились.
Вы заговорили о рентабельности. Какова ориентировочная дата выхода на самоокупаемость?
Выход на рентабельность ожидаем в ближайшие два месяца. Что касается общих вливаний в бюджет, то могу сказать, что через год-два мы сможем полностью вернуть затраченные на запуск, работу и продвижение проекта средства.
Попробуйте кратко объяснить специфику рынка скандинавских аукционов в Украине. Зарубежные сценарии развития отличаются?
Есть три разных рынка: Европа, Россия и Украина. На Западе есть один явный лидер Swoopo. Кроме этой компании есть больше сотни проектов, которые пытаются работать в подобном формате. Однако никакая из них не составляет и 10% процентов от лидера.
В России также есть пул лидеров, которые вышли на рынок чуть более года назад. Как и в случае с западным рынком, подражатели есть, однако они не занимают более-менее значимой доли рынка.
В Украине же лидера нет. Мы хотим стать безусловным лидером и имеем вполне серьезные планы относительно выхода на рынки ближнего зарубежья. Однако это планы на будущее. Основная задача, которая сейчас стоит перед нами - преодоление недоверия со стороны пользователей. Для этого нужна безупречная репутация. Сами понимаете, что достичь её можно лишь кристально честной работой.