Количество проблемных банков увеличивается, их убытки растут, а денег для спасения нет.
+100 млрд.
«Деньги-деньги, мы все любим деньги» - поет герой одного мультфильма. Слова этой незамысловатой песенки неплохо подходят для характеристики того, что происходит в украинской банковской системе. Ее банки продолжают погружаться в яму под названием «убыточная», и спасти их может только весьма серьезная докапитализация.
Так, по мнению авторитетного рейтингового агентства Fitch, украинским банкам необходимо увеличить капиталы еще на 100 млрд. грн. Такая сумма позволит им покрыть убытки, вызванные формированием резервов и самое главное – списанием безнадежных долгов, которые весьма и весьма немаленькие. «Мы ожидаем 40% проблемной задолженности (прогноз сделан на основе данных июля), объем безнадежных потерь – 28% кредитов банковского сектора», – заявила директор подразделения по финансовым организациям Fitch Ольга Игнатьева.
Примечательно, но такой объем докапитализации чуть ли не в пять раз (!) раз больше того, что акционеры банков дают своим учреждениям в текущем году. Ведь по данным НБУ, за январь-октябрь уставные капиталы банков увеличились всего на 21,9 млрд. грн. На долю государственных и рекапитализированных банков припало чуть больше половины из этой суммы – 12,1 млрд. грн.
НБУ не согласно
Главный украинский регулятор согласен с тем, что докапилизация нужна, однако не спешит называть какие-либо цифры. Так, глава дирекции по банковскому регулированию и надзору Нацбанка Василий Пасичник считает, что они будут варьироваться в зависимости от развития экономической ситуации.
НБУ очевидно руководствуется своими собственными расчетами. К примеру, стресс-анализ, который украинские банки I и II групп прошли в конце 2008-го–начале 2009 года, показал необходимость в капитале на 24,7 млрд. грн. Еще до 2 млрд. грн. требовалось банкам III и IV групп.
А совсем недавно – 30 октября – НБУ сообщил, что уточненная сумма докапитализации по 56 банкам составляет 31,32 млрд. грн. Учреждениям I и II групп не хватает 9,809 млрд. грн, а банкам III и IV групп – 1,182 млрд. грн. Как не крути, а до 100 млрд., названых Fitch весьма и весьма далеко.
Хотя, вполне возможно, что Нацбанк немного «смягчил» ситуацию, и объемы необходимых средств действительно значительно больше. Ведь не зря же на днях регулятор решил поручить аудиторам провести еще одну диагностику кредитных портфелей банков, что позволит определить уровень докапитализации. Так что вопрос не в необходимости докапитализации как таковой, а только в объемах требуемых денег.
А банкиры – «за»
Что касается главных « виновников торжества» - банкиров, то они только за любое вливание средств. «Fitch правильно оценивает риски. Если из всего объема увеличения капитала системы пятая часть – докапитализация только нашего банка, это не нормально,– отметил первый зампред правления Проминвестбанка Вячеслав Юткин.– Акционерам придется вкладывать больше денег, чем в этом году. Другого выхода у них не будет, так как они (иностранные акционеры) не захотят закрывать бизнес в этой стране».
Кроме того, банкиры надеются, что улучшится ситуация с возвратом проблемных кредитов. Впрочем, им только и остается «надеяться», ведь пока дело с кредитами обстоит весьма и весьма скверно. Так, на днях стало известно, что в январе-сентябре 2009 года совокупный чистый убыток банковской системы Украины составил 20,944 млрд. грн. При этом, по информации НБУ, количество убыточных украинских банков по итогам девяти месяцев текущего года увеличилось до 65.
Послесловие или где брать деньги?
Другими словами, существует серьезная угроза банкротства если не всей банковской системы Украины, то, как минимум, значительного количества ее банков. Что впрочем, одно и то же. Поэтому, банки докапитализировать нужно. Но где брать эти немаленькие деньги?
Государство явно не в состоянии их предоставить: бюджет глубокодефицитный, МВФ заморозил нам выдачу дальнейших кредитных ресурсов, на носу выборы, стоящие недешево, да еще и закон о повышении соцстандартов вступил в силу. Нет, я не нагнетаю ситуацию, я просто пытаюсь понять – знают ли наши уважаемые политики и экономисты – что делать дальше? И ответа пока, увы, не вижу…