Пока российское правительство всеми правдами и неправдами пытается защитить честь российского автопрома, рынок продолжает переваривать последствия кризиса. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи в России новых легковых и коммерческих автомобилей в январе-октябре 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. сократились на 51%. В октябре текущего года продажи упали на 1,1% по сравнению с сентябрем, так что оптимизм некоторых экспертов, заговоривших о начавшемся восстановлении рынка после небольшого сентябрьского роста, оказался явно преждевременным. Можно говорить о его стабилизации, но прогнозировать дальнейшее поведение все еще довольно сложно.
В условиях падения рынка некоторые автопроизводители продолжают повышать цены на продукцию. С началом осени повысились цены на 13 автомобилей в базовой комплектации. Лидером здесь остается "Форд Фокус", подорожавший на 44,09%. В компании Ford это объясняют началом установки на все "Фокусы" российской сборки ABS и подушки безопасности переднего пассажира. Однако аналитики видят и другое объяснение: производители повышают цены на модели, минимальная цена которых была обусловлена желанием попасть в льготную программу кредитования (в июле минимальный порог был увеличен с 350 до 600 тыс. рублей).
В целом же средний рост цен на наиболее продаваемые модели в рублях с начала осени замедлился и составил всего 0,2%. Большинство автоконцернов все-таки учитывают рыночную ситуацию и, пытаясь сохранить свою долю, не только не повышают цены, но и активно предлагают бонусные программы, отмечает совладелец автодилера Genser Игорь Пономарев. "Кроме того, стабилизируется ситуация с курсовой разницей для иностранных контрактов", – цитирует Пономарева . В начале года из-за повышения таможенных пошлин на иномарки (до 30%-35%) и резкой девальвации рубля цены резко пошли вверх. В среднем за период с июля 2008 г. по февраль 2009 г. стоимость наиболее продаваемых моделей в базовой комплектации выросла на 19,3%.
Производители автомобилей – далеко не единственные, кто повышает цены в условиях падения спроса. При этом, если рост цен на иномарки и другую импортную продукцию можно объяснить курсовой разницей, то продолжающееся увеличение стоимости непродовольственных товаров отечественного выпуска выглядит несколько странно. Причем, столь "загадочное" поведение демонстрируют не столько производители товаров длительного потребления (здесь рост цен довольно низкий – менее 6% к октябрю предыдущего года – и он продолжает замедляться), сколько те, кто выпускает продукцию повседневного спроса. В частности, довольно ощутимо выросли цены на парфюмерию (+17%), одежду и обувь (+12%), табак (+21%), медицинские товары (+21%) и печатные издания (+17%). Специалисты ГУ-ВШЭ видят несколько объяснений данному "феномену". Среди них – рост издержек, который может объясняться массой причин, от удорожания бензина и тарифов на электроэнергию до повышения цен на импортные комплектующие, доля которых в некоторых производствах значительна. Кроме того, это может быть проявлением низкого уровня конкуренции и парадоксального с точки зрения классической экономики стремления компенсировать снижение объемов продаж повышением их цены.
Как отмечают экономисты ГУ-ВШЭ, именно динамика цен на непродовольственные товары сегодня служит единственной компонентой, поддерживающей базовую инфляцию на положительном уровне, тогда как динамика цен на услуги и продовольственные товары продемонстрировала устойчивый тренд к снижению до нулевых значений и, возможно, даже перейдет в дефляцию.