Когда на прошлой неделе Дмитрий Медведев на форуме РСПП согласился с необходимостью ликвидировать либо преобразовать госкорпорации, многие обозреватели поспешили заявить, что на этих экономических монстрах поставлен крест. Такая реакция понятна: уж больно одиозными стали они за недолгие два года своего существования. Однако списывать со счетов госкорпорации преждевременно – они могут просуществовать еще неопределенное время, хотя их эффективность вряд ли повысится.
Надо сказать, президент упомянул госкорпорации не по своей инициативе. Он всего лишь отвечал на мысль главы РСПП Александра Шохина, который в ходе своего выступления отметил необходимость акционировать те госкорпорации, которые действуют в конкурентном секторе. На это Медведев ответил, что, по его мнению, "мы в какой-то момент выпустили из-под контроля создание государственных корпораций". И оно, надо понимать, пошло не туда. Но торопиться с вердиктом не следует: "это не значит, что их нужно закрыть, они будут работать, но в конечном счете встанет вопрос: или акционерное общество, или ликвидация деятельности". Причем, это касается только тех из них, которые работают "в конкурентной среде" – остальные придется сохранить в любом случае. Вот, в сущности, и все – никаких названий и сроков не упоминалось.
Еще на этапе оформления госкорпораций как организационно-правовой формы было известно, что государство таким образом консолидирует активы в наиболее уязвимых сферах экономики, чтобы затем, когда они встанут на ноги и окрепнут, акционировать их. Не исключалась, конечно, и возможность ликвидации корпораций, не оправдавших свое существование или выполнивших свою историческую миссию. То есть, ничего революционного по сути президент не сказал. Важнее другое: впервые из уст первого лица государства прозвучало напоминание о неизбежности завершения эры госкорпораций. И этому напоминанию предшествовало несколько действий, способных ускорить их конец. В марте упразднить государственные корпорации как форму юридических лиц предложил президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства – в проекте "Концепции развития законодательства о юридических лицах" им уже не нашлось места. Среди некоммерческих организаций (к которым сейчас относятся и госкорпорации) предлагается сохранить только потребительские кооперативы, фонды, общественные организации и объединения, причем их предпринимательская деятельность будет максимально ограничена. А в августе президент поручил генеральному прокурору Юрию Чайке провести проверку финансовой деятельности госкорпораций с прицелом на то, чтобы сделать вывод о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы предприятия.
Некоторые эксперты усмотрели в "подкопах" под госкорпорации проявление тайного стремления Медведева переиначить то, что сделал его предшественник. Но, скорее, президентом руководит здравое желание исправить то, что показало свою неэффективность, непрозрачность и "коррупциогенность". Однако сделать это будет весьма непросто.
Из восьми имеющихся на сегодня госкорпораций, пожалуй, только одна завершит свою деятельность в уже известные сроки и без споров – "Олимпстрой". Построят – и все. Две других – "Росатом" и "Росавтодор" – напротив, вряд ли будут когда-либо акционированы или ликвидированы, поскольку управляют стратегическими отраслями (соответственно, атомной энергетикой и федеральными трассами). "Фонд содействия развитию ЖКХ" (Фонд ЖКХ), по идее, работает в неконкурентной среде, реализуя региональные жилищные программы (но чаще занимается размещением "временно свободных" средств на рынке). Остальные – "Внешэкономбанк" (ВЭБ), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), "Роснанотех" и "Ростехнологии" – первые кандидаты на акционирование (или на вылет). Однако и тут не все так просто.
Скажем, банки развития внешнеэкономической деятельности во всем мире существуют в форме акционерных обществ. Но нашему ВЭБу вряд ли подойдет такая форма: ведь он часто выполняет "доверительные" и не слишком прибыльные поручения государства по списанию долгов и выкупу ценных, но убыточных активов. А на это получает крупные госсредства из резервов. С "Ростехнологиями" еще хуже: неэффективность этой госкорпорации стала уже притчей во языцех (особенно ее политика " оздоровления " АвтоВАЗа). Акционировать эту корпорацию – все равно, что пытаться перевести на "рыночные рельсы" советское министерство промышленности (полным аналогом которого и являются "Ростехологии"). Но и просто ликвидировать ее нельзя – ведь она выполняет свою государственно значимую функцию: спасает множество больших и малых ГУПов стратегического значения от банкротства и рейдерских захватов. И, вроде, в какой-то степени координирует их работу. Кроме того, у этой госкорпорации имеется мощнейший лоббистский ресурс, который не даст ей кануть в Лету.
Наконец, АСВ и "Роснано". Это, пожалуй, единственные госкорпорации, руководство которых уже заявило, что не боится акционирования. Они безубыточны и действуют во вполне рыночной среде. Направления их деятельности весьма перспективны. Поэтому, возможно, именно с них и начнется процесс избавления России от госкорпораций. Правда, смена формы далеко не всегда означает изменение содержания.