На минувшей неделе обнародованы новые правила выплат и предоставления помощи по частичной безработице. Отныне на помощь Фонда по безработице смогут рассчитывать лишь простаивающие предприятия, не имеющие зарплатных долгов, что, по мнению чиновников, стимулирует работодателей вовремя рассчитываться со своими сотрудниками. В действительности же новации могут вообще оставить их без средств к существованию.
Сейчас предприятия должны перечислять в Фонд по безработице 2,2% суммы, направляемой на выплату зарплат. В случае простоя компания имеет право получать от фонда средства, которые выплачиваются сотрудникам, временно оставшимся без работы. Размер такой помощи составляет 2/3 оклада, но не более одного прожиточного минимума (в 2009 г. — 626 грн.). До сих пор, чтобы получать помощь соцстраха для расчетов с невостребованным персоналом, компании должны были соответствовать двум требованиям: не менее двух лет вести хозяйственную деятельность и не менее года исправно платить страховые взносы. Теперь же ко всему прочему компания — претендент на получение денег из фонда не должна иметь задолженностей по зарплате. Соответствующая новация закреплена в приказе Минтруда и социальной политики №330. Министерских чиновников искать методы управы на зарплатных должников заставляет печальная статистика. По данным Госкомстата, на 1 сентября 2009 г. задолженность по зарплате составила 1,6199 млрд грн. Из них, по сведениям Мин-труда и соцполитики, только 86 млн грн. — долги госсектора. Самыми неаккуратными в расчетах являются предприятия Донецкой области, где работодатели совокупно задолжали своим сотрудникам 319,9 млн грн., а также Киева (184,3 млн) и Луганской области (126,9 млн).
«Новые правила выплат фонда коснутся прежде всего тех работодателей, которые накопили зарплатные долги еще до кризиса. Компании не рассчитывались со своими сотрудниками и, соответственно, не отчисляли взносы в Фонд по безработице. Почему же сейчас мы должны помогать им и платить по временной безработице?» — говорит директор Государственной службы занятости Владимир Галицкий. «Если бы государство полностью выполняло свои обязательства перед предприятиями, можно было бы говорить о справедливости этой нормы. Но ведь и компаниям хронически не возмещают НДС, что ухудшает их финансовое состояние. Теперь же еще и лишают помощи для выплат сотрудникам, остающимся без работы на время приостановки производства. От этого в первую очередь пострадают сами рабочие: если у предприятия нет возможности полноценно вести хозяйственную деятельность, нет ресурсов и для выплат персоналу», — уверена заместитель председателя комитета ВР по экономической политике Ирина Акимова.
Впрочем, помимо наличия задолженности по зарплатам и взносам в Фонд по безработице, у чиновников есть немало зацепок, позволяющих отказать в помощи обращающимся к нему компаниям. «Крупные предприятия начали простаивать еще в октябре-ноябре прошлого года. И сейчас не могут претендовать на помощь фонда, поскольку порядок, регламентирующий выплаты, был зарегистрирован в Минюсте только в марте, и пока начал действовать, прошло полгода. В соответствии с оговоренными в документе правилами выплаты производятся только тем, кто простаивал менее шести месяцев. Вот и получается, что, например, ни одно предприятие горно-металлургического комплекса за такой помощью не обратилось», — говорит исполнительный директор Федерации металлургов Сергей Притоманов.
Да и сама процедура выделения денег излишне забюрократизирована. Чтобы получить помощь фонда для расчетов с сотрудниками, простаивающее предприятие должно предоставить кипу документов, главными из которых являются бумаги, подтверждающие, что простой — непредотвратимый, временный, не сезонный и продлится от месяца до полугода. Такими документами могут быть акты госорганов о введении чрезвычайной ситуации в данном регионе либо подтверждающие влияние финансового кризиса на конкретную отрасль, а также о том, что территория, на которой расположено предприятие, стала зоной стихийного бедствия, документы госорганов других государств относительно возникших там обстоятельств, решения властей о запрете работать с материалами, используемыми на конкретном производстве. По словам опрошенных «ДС» работодателей, от момента, когда предприятие временно прекратило работу, до получения средств из Фонда по безработице на выплаты сотрудникам может пройти до 4,5 месяца. Соответственно, чтобы не обидеть своих работников, предприятия должны сами оплачивать им временный простой, а затем ждать денег от государства. Как сообщил «ДС» руководитель Всеукраинской ассоциации работодателей Вячеслав Быковец, в конце октября на заседании правления Фонда по безработице ассоциация намерена поднять вопрос о смягчении требований к компаниям, претендующим на помощь фонда.
[ Алексей Набожняк ]