Руководители ведущих украинских компаний заявляют о постепенном восстановлении их бизнеса, пишет Дело.
Об этом свидетельствуют результаты исследования «Влияние экономического кризиса на украинские компании», которое уже в четвертый раз провела аудиторская компания «Эрнст энд Янг». Опрос, проведенный среди компаний в сентябре этого года, показал: настроение бизнесменов заметно улучшилось по сравнению с началом года, когда кризис как раз набирал обороты. Фактически каждая вторая компания сейчас фиксирует рост своих продаж, в то время как по итогам I квартала о позитивной динамике говорили лишь 12% опрошенных руководителей.
Рост объемов реализации позволил некоторым компаниям рассчитывать даже на увеличение прибыли по итогам 2009 года. По крайней мере 14% опрошенных уверены, что им удастся этого достичь. Для сравнения, три месяца назад оптимизм в этом вопросе излучали лишь 11% топ-менеджеров.
По словам управляющего партнера компании «Эрнст энд Янг» в Украине Алексея Кредисова, роста прибыли по итогам года ожидают в первую очередь компании, занимающиеся производством импортозамещающих товаров. Это связано с заградительными мерами, которые принял Кабмин по отношению к импорту.
В свою очередь генеральный директор компании Marks & Spencer в Украине Гюрол Чирагьоз подтверждает, что в сентябре активность покупателей увеличилась по сравнению с весной. О позитивных тенденциях говорит и президент строительной компании «Миськжитлобуд» Денис Костржевский. Он отмечает, что еще в июле объявил своей компании о том, «что кризис у нас закончился». «Все планы, заявленные нами на этот год, мы готовы выполнить, хотя и с опозданием», — утверждает менеджер.
Что тревожит
Впрочем, несмотря на оптимизм, проблемы, с которыми сталкиваются отечественные компании, остаются традиционными. В сентябре практически весь украинский бизнес (82% опрошенных) вновь был обеспокоен девальвацией национальной валюты, а также инфляцией. Для сравнения, весной эта проблема была актуальной для 63% топ-менеджеров.
Гюрол Чирагьоз отмечает, что нестабильность валюты вынуждает ритейлерские сети, специализирующиеся на реализации импортного товара, поднять цены примерно на 50-60% по сравнению с докризисным периодом прошлого года.
«Сейчас для нас основная проблема — падение платежеспособности со стороны населения, а также отсутствие кредитования», — добавляет Денис Костржевский. С ним согласны 57% опрошенных, для которых актуальной остается проблема падения продаж.
Алексей Кредисов также отметил: в ходе опроса выяснилось, что значительно улучшилась ситуация со сбором долгов. Коллекторы подтверждают, что сегодня они недозагружены и испытывают дефицит проблемных портфелей. Генеральный директор «Европейского агентства по возврату долгов» Александр Ильчук поясняет, что сейчас в работе у всех коллекторов находятся старые долги, переданные им банками на условиях комиссии. С сентября 2008 года кредиты практически перестали выдаваться, объясняет он ситуацию, поэтому и работы у коллекторов поубавилось.
Когда кризису конец
Исполнительный директор «Европейской бизнес ассоциации» Анна Деревьянко считает, что общий оптимизм украинского бизнеса отчасти продиктован тем, что компании адаптировались к условиям кризиса. В то же время, отвечая на вопрос, когда же закончится кризис, руководители компаний сейчас проявляют больший реализм. Если еще летом 37% менеджеров были уверены, что экономический спад в Украине завершится до конца 2009 года, то осенью с этой мыслью согласились лишь 11% опрошенных. Большинство руководителей компаний (80%) рассчитывают, что экономический спад закончится лишь в следующем году.