В первую очередь, необходимо отойти от мышиной возни вокруг ОПЗ, и посмотреть на ситуацию с позиции государственных интересов. Все потенциальные объекты для приватизации можно разделить на два массива. Первые – это, мягко говоря, убитые, умирающие, которые без мощных финансовых вливаний просто умрут. У государства этих денег нет, поэтому такие предприятия-банкроты надо продавать 25 часов в сутки. И это нужно делать в любой политической и экономической ситуации, в том числе и во время кризиса. Но нужно понимать, что есть другой массив предприятий, которые лежат в основе экономической безопасности страны. Это супер гиганты, стратегические объекты, которые нужно продавать, руководствуюсь пословицей: не семь раз отмерь, а семьдесят семь раз отмерь, а только потом отрежь.
ОПЗ – это жемчужина в ожерелье предприятий химпрома. Его нельзя сегодня продавать по нескольким причинам. Это не отвечает национальным интересам, потому что в результате продажи мы не получим эффекта в трех направлениях. А именно, трудно рассчитывать на то, что в условиях политической нестабильности, перед президентскими выборами, туда придет эффективный собственник. Надежный инвестор не будет принимать участие в приватизации до тех пор, пока при власти находятся те, кто продолжают размахиваться лозунгами о реприватизации объектов, как это делает Тимошенко. Во-вторых, в условиях экономического кризиса, когда упал фондовый рынок, в лучшем случае ОПЗ можно продать по цене в два или три раза ниже, чем он стоит реально. В-третьих, деньги от продажи объекта не должны быть сожжены в бюджетной печи, не должны быть сразу же проедены, а должны работать на развитие экономики. А Тимошенко рассчитывает сразу же их сжечь. В целом, от продажи мы получим ущерб для национальных интересов. И поэтому Партия регионов настаивала на том, чтобы приостановить этот конкурс, перенести его за пределы политической кампании и кризиса.
По сути, Ющенко послушал Партию регионов. От нас вы редко услышите комплимент в адрес, но в этой ситуации он действительно поступил как государственник, запретив продажу ОПЗ.
Зная Юлию Владимировну, можно сказать, когда она неоднократно ездила в Москву, встречалась там с Путиным один на один, то, естественно, нам так кажется, что она как раз и обсуждала возможность получения политической лояльности Кремля на будущих президентских выборах. Естественно, возникает опрос, если Кремль дает ей политические преференции, демонстрируя поддержку, то что взамен получит? Здесь не исключено, что могли быть разные обещания. В том числе, вполне вероятно, что Тимошенко пообещала обеспечить благоприятную продажу стратегических объектов российским покупателям. Может быть, речь также шла о совместном использовании нашей ГТС, возможно, о пролонгации пребывания Черноморского флота в Крыму еще на десять лет. Думаю, что лояльность Кремля обменивается на очень серьезные уступки с нашей стороны. Поэтому я не исключаю именно такой вариант, что Тимошенко подписала какие-то векселя в части обмена лояльности Кремля на способствование приватизации украинских объектов, в том числе ОПЗ. Причем в конкретные руки российского инвестора. Теперь же, когда эти обещания сорваны, возникает угроза для Тимошенко. Еще не факт, что Москва будет делать на нее ставку.