Антимонопольные службы всерьез занялись энергетикой. Будто сговорившись, Федеральная антимонопольная служба РФ и Гендиректорат ЕС по вопросам конкуренции повели серьезную атаку на крупнейшие энергетические концерны.
ФАС ополчилась на российских энергетиков в связи с необоснованным, по ее мнению, ростом цен на топливо в условиях кризиса. Еще в I квартале 2009 г. службой были возбуждены дела в отношении крупнейших нефтяных компаний: ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Газпром нефть". Но нарушители не исправились, и теперь против них возбуждена уже вторая серия дел. В июле, например, "Газпром нефть" была признана виновной в нарушении антимонопольного законодательства: необоснованно поднимала цены на протяжении всего первого полугодия. Руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что "Газпром нефть" может быть оштрафована на 2% - 3% от годового оборота за 2008 г. по реализации нефтепродуктов.
Артемьев сетует, что нефтяные компании затягивают и "откровенно саботируют" рассмотрение дел – привозят "КамАЗы документов" вместо того, чтобы внятно и лаконично объяснить свою систему ценообразования. "Теперь же будут вынесены более суровые штрафы, потому что это рецидивизм.Нужно будет возбуждать 10 дел – возбудим! Пока компании не поймут, что так делать нельзя", – пригрозил глава ФАС. Его недовольство нефтяниками вполне объяснимо: "мы – добывающая страна. В последнее время нефтяники держали цены на бензин на внутреннем рынке выше, чем во всем остальном мире! Мы считаем, что мировая цена на нефть является самым главным индикатором справедливой цены на бензин. И считаем по формуле: мировые цены, минус экспортные пошлины, минус транспортировка". Когда нефть подешевела в 2,5 раза, а цена на бензин "не хотела падать" – это было "злоупотребление и попытка поживиться за счет потребителя". Таким образом, логика ФАС полностью соответствует настроениям потребителей бензина, недовольных тем, что топливо не особо подешевело в условиях кризиса. При этом антимонопольщиков не особо интересуют экономические выкладки нефтяных компаний, которые стремятся компенсировать на внутреннем рынке падение доходов от экспорта нефти (увы, именно в этом заключается особенность ценообразования в добывающих странах).
В Евросоюзе в это же время на немецкий газовый концерн E.ON Ruhrgas и французский GdF Suez Еврокомиссия наложила штраф за создание картеля по сбыту газа. Обе компании получили штрафы по 553 млн евро за раздел европейского рынка газа и нарушение правил по конкуренции в течение 30 лет – с 1975 по 2005 годы. В 1975 г. Gas de France и немецкий Ruhrgas (ныне входящий в концерн E.ON ) договорились о строительстве трансгерманского газопровода Megal , по которому советский газ должен был поставляться во Францию, четко разделив в этом соглашении объемы газа, которые каждая из них имела право продавать на своих национальных рынках и обязались не выходить за пределы сферы своих интересов.
Как подчеркивается в коммюнике Еврокомиссии, данное соглашение "позволило E.ON и GdF сохранить доминирующие позиции на национальных рынках газа к моменту их либерализации в 2000 г., лишая потребителей выбора поставщика газа". Однако действия двух газовых гигантов вошли в противоречие с законодательством ЕС лишь в 1998 г., когда Еврокомиссия приняла соответствующую директиву (по защите конкуренции). Таким образом, в период с 1975 по 1998 гг. их договоренность противоречила не столько букве, сколько духу европейских законов. Что не помешало ЕК начислить штраф за весь период действия соглашения.
E.ON Ruhrgas и GdF Suez , естественно, обжаловали в суде решение Еврокомиссии. "Своими соглашениями наши концерны ни в какой момент не нарушили действующие в ЕС правовые нормы, – говорится в пресс-релизе E.ON Ruhrgas . – По сути, речь идет о соглашениях по транспортировке природного газа, которые были заключены в 1975 г. в период становления европейского газового хозяйства в связи со строительством трубопровода Megal ". Они были необходимы как гарантия инвесторам и никак не повлияли на тогдашний рынок газа. Кроме того, они фактически никогда не применялись на практике и формально были денонсированы компаниями в 2004 году. В пресс-релизе подчеркивается, что E.ON Ruhrgas полностью разделяет принципы ЕС в сфере энергетики, направленные на усиление конкуренции на европейском газовом рынке и последовательно претворяет их в жизнь.
Тем не менее, предстоит длительная борьба. Как заявила еврокомиссар по вопросам конкуренции Нели Крус, своим решением наказать два ведущих европейских энергетических концерна Еврокомиссия отправила "стильный сигнал" традиционным поставщикам энергии, напоминая им, что не потерпит "антиконкурентного поведения". Действительно, стильно: подобного рода решение принято впервые, а по размеру штрафа заняло второе место в истории антимонопольной деятельности ЕС (самый крупный в штраф в 1,38 млрд евро был наложен на 4 европейских компании по производству стекла в 2008 году).
Судебная борьба идет и по поводу решений, принятых ФАС в отношении российских энергокомпаний. "Газпром нефть" уже заявила, что будет их оспаривать. "Данное решение ФАС еще раз продемонстрировало отсутствие прозрачных и понятных для всех участников рынка правил игры", – приводятся в заявлении "Газпром нефти" слова заместителя генерального директора компании Елены Илюхиной. "Если же все-таки мы говорим о свободном ценообразовании, регулировать которое будет рынок, нефтяные компании нуждаются в выработке общих для всех и ясных правил игры, – продолжает она. – В противном случае, нефтяники будут вести длительные споры с ФАС, и количество дел по обвинению в нарушении антимонопольного законодательства будет расти".
Оно уже растет как на дрожжах. За прошлый год подобных дел было возбуждено около полутора сотен. С начала этого лета заведены дела или приняты решения по делам относительно ОАО "Концерн Энергоатом", ООО "Бийскэнерго", ОАО "Тюменская энергосбытовая компания", ООО "Газпромнефть-Ноябрьск", ООО "Русэнергосбыт", а также вышеупомянутой "Газпром нефти".
Характерно, что претензии европейских и российских (по большей части дел) антимонопольщиков носят достаточно спорный характер, зато преследуют четкие политические цели. Так, Еврокомиссия, защищая конкуренцию, "зачищает" энергетический рынок ЕС от чрезмерно крупных и влиятельных национальных и транснациональных компаний. На это направлен и весь печально известный "третий энергопакет" директив ЕК, включая знаменитое предписание "расчленить" концерны на добывающие и дистрибутивные составляющие. В этом легко усмотреть продолжение процесса десуверенизации европейских стран: они уже лишись границ, национальных валют, права вести собственную торговую и финансовую политику. Теперь на очереди энергетические гиганты, а вместе с ними и национальные энергетические интересы – их тоже придется отдать на откуп Брюсселю. Что касается России, здесь установка другая: ФАС выступает в качестве инструмента государственного регулирования цен на топливо. Тем самым, как и в Европе, свобода маневра энергетических компаний у нас объективно сужается. Получается парадокс: радея о честной конкуренции, и в России, и в Евросоюзе центральная власть усиливает контроль над энергетикой.