Самый масштабный за последние 8 месяцев обвал китайского фондового рынка заставил власти страны задуматься о мерах по укрощению его роста . Одновременно они собираются сдерживать и темпы роста кредитования, но так, чтобы это не повредило развитию экономики в целом. Напомним, в среду основной китайский фондовый индекс Shanghai Composite рухнул на 5,5%. В качестве возможных причин обвала назывались ожидания увеличения нормативов обязательных банковских резервов, а также налога на торги акциями. Однако это лишь внешние факторы, внутренние куда более серьезны.
Слишком бодрый рост фондового рынка и объемов кредитования беспокоит руководство КНР уже давно. Только в I квартале 2009 г. китайские банки выдали кредитов на 4,58 трлн юаней ($640 млрд, или 70% ВВП за квартал), что почти равно объему кредитов, выданных за весь 2008 год. Причем около трети этих займов (1,48 трлн юаней) – краткосрочные. И, как полагают аналитики, многие из них используются компаниями не для финансирования своей текущей деятельности, а направляются на фондовый рынок, рынок недвижимости, а также на банковские депозиты.
С начала года прирост Shanghai Composite составил 83%; при этом котировки акций компаний из списка биржи в 35,3 раза превышают их объявленную прибыль – намного больше среднего значения этого показателя для развивающихся рынков. Китайский рынок недвижимости также не избежал серьезных проблем, связанных с кризисными явлениями. Все это способствует возобновлению опасений формирования новых "мыльных пузырей" и может спровоцировать ощутимый рост "плохих долгов" в банковской системе. Кстати, схлопывание предыдущего "пузыря" на Шанхайской фондовой бирже в октябре 2007 г. было одним из факторов, спровоцировавших мировой финансовый кризис.
Правда, на первый взгляд в государственных масштабах долговая проблема для КНР не так критична, как для других стран. Официальное отношение долга к ВВП, по данным на конец прошлого года, составляло 17,7%. Это значительно ниже аналогичного показателя почти всех крупных экономик. И если, например, США заложили в федеральный бюджет 2009 г. дефицит на уровне 12,9% ВВП, то Китай – всего 2,9%. При этом расходы на антикризисную программу Поднебесной весьма впечатляют.
Однако в официальных данных не учитываются заимствования местных правительств, вышеназванный рост объема кредитования и «плохие активы», снятые с баланса банковской системы, но по-прежнему существующие. Министерство финансов оценивает долг местных правительств на начало текущего года в сумму свыше 4 трлн юаней, или 16,5% ВВП (это значительно больше, чем предполагалось). На банковских балансах 400 млрд юаней «плохих долгов», и есть еще как минимум 1 трлн юаней безнадежных долгов, снятых с балансов и переданных в компании по управлению активами. По оценкам аналитиков, с учетом всех этих факторов китайский долг приближается к 60% ВВП. А это уже сопоставимо с показателями США, где к концу 2008 г. (до запуска масштабной программы стимулирования экономики) соотношение долга к ВВП составляло 70%.
Между тем в первом полугодии 2009 г. доходы китайского бюджета снизились на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя правительство планировало их рост на 8%. Внушительный скрытый долг на фоне увеличения бюджетного дефицита ограничивает возможности дальнейшего стимулирования экономики. Остается надеяться, что масштабные антикризисные меры дадут ожидаемый эффект и рост китайской экономики принесет в казну деньги.