Для американской автоиндустрии, с середины прошлого года находящейся в мучительной агонии, настали по-настоящему черные дни. Завтра в 20:00 по местному времени о банкротстве объявит самый крупный из "большой тройки" американских автопроизводителей - концерн General Motors (GM).
Хотя официально об этом решении пока не объявлено, сомнений в том, что оно будет принято, похоже, нет ни у кого. О планах компании защищаться от кредиторов по статье №11 американского Кодекса о банкротстве на условиях анонимности СМИ рассказали сразу несколько источников, знакомых с ситуацией в GM. Использование статьи №11 подразумевает, что компания-банкрот не будет уничтожена полностью (такая ситуация оговаривается в другой статье - №7). Вместо этого компания будет подвергнута безжалостной реструктуризации, которой займется Эл Кох - специально приглашенный со стороны специалист по подобного рода операциям, в 2002 г. помогавший с перестройкой обанкротившейся сети супермаркетов Kmart.
Коху предстоит нелегкая задача - он должен будет отделить "плохие", убыточные активы GM от тех, которые еще могут приносить прибыль. После этого из первых будет сформирован "Старый GM", а вторые войдут в "Новый GM". Продолжить существование, увы, будет суждено только одной из этих компаний - "Старый GM", полностью оправдывая это наименование, будет постепенно ликвидирован.
Хотя название "General Motors", возможно, еще будет использоваться, прежнему GM, каким его знали на протяжении более чем 100 лет, скорее всего, придет конец. Компания точно сменит владельца и будет, говоря простым языком, национализирована: по слухам, правительство США пообещало концерну миллиарды долларов помощи в обмен на 72,5% его акций. Еще 10% "Нового GM" достанется держателям облигаций концерна, которым, кроме того будет предоставлена возможность увеличить долю в капитале реструктурированной компании.
Реструктуризация GM будет самым крупным промышленным банкротством в истории США. В течение долгого времени основанный в 1908 г. концерн являлся крупнейшим в стране работодателем - по данным на 2008 г., в его штате состояли 252 тысячи сотрудников.
О том, что кризис GM и американской автопромышленности в целом, вошел в критическую стадию, стало ясно в конце прошлого года. По итогам 2008 г. финансового года компания понесла чистый убыток в размере $30,9 миллиарда. В начале ноября руководство концерна объявило, что средства, необходимые GM для осуществления нормальной деятельности, закончатся в середине 2009 года. Вместе с партнерами по большой тройке - Ford и Chrysler - GM обратился за помощью к Конгрессу, однако парламентарии обвинили автопроизводителей в неэффективности и потребовали пересмотреть стратегию ведения бизнеса . В конце марта о том, что американскому автопрому никто помогать не будет, заявил президент США Барак Обама.
General Motors стал не первым участником "большой тройки", объявившим о банкротстве - 14 мая защиты на основании статьи №11 попросил Chrysler. Тем не менее, именно крах GM наиболее ясно показывает, что эпоха старого американского автопрома закончилась.