«Цена на топливо будет расти по многим причинам. Первая из них – объективная. Стоимость нефти на мировом рынке продолжает идти вверх. Такова тенденция последних месяцев. Нужно учитывать также, что правительство и депутаты ввели новые пошлины и акцизы на нефтепродукты. Я, кстати, был противником этого, но, тем не менее, мы их ввели. Украиной во многом утрачен рынок переработки нефти, в этой сфере сегодня господствуют российские компании – половина нефтепродуктов производится на предприятиях, принадлежащих российским структурам, а половина нефтепродуктов завозится, в основном, из России, Белоруссии и Казахстана», – отметил Игорь Шкиря.
Народный депутат также акцентировал и на субъективных причинах украинского рынка нефтепродуктов. «Среди субъективных причин – монополии на рынке и коррупционные сговоры, когда все нефтетрейдеры в один момент слажено поднимают на стелах своих АЗС ценники. Антимонопольный комитет, Министерство топлива и энергетики пытаются (ныне - Министерство энергетики и угольной промышленности) с этим бороться, но пока не достаточно эффективно», – продолжил парламентарий.
Игорь Шкиря констатировал, что, к сожалению, Украина с каждым днем становится все менее нефтедобывающей страной и доля отечественной нефти и нефтепродуктов на рынке ежегодно уменьшается. «Но при этом украинские нефтеперерабатывающие заводы и их собственники не активны в стремлении расширить свою долю на рынке. Они не вкладывают средства в модернизацию, поэтому мы имеем и некачественный бензин, и достаточно низкий объем выхода топлива при переработке нефти», – сказал Шкиря.
По мнению парламентария, стоимость топлива будет повышаться, и как следствие – «можно ожидать рост цен на автоперевозки и на группы товаров, в себестоимости которых участвуют транспортные расходы. И, конечно, это отрицательно скажется на кошельке наших автолюбителей».
При такой ситуации Игорь Шкиря подчеркивает роль государства в урегулировании положения. «Государство пытается контролировать рынок, в частности, вводя пошлины на импорт топлива. Есть попытки построить сеть государственных заправочных комплексов. Но лично я не верю в эту затею, потому что считаю, что государство не является эффективным управленцем. Более того, такими возможными заправками все равно будут управлять определенные менеджеры, и будем реалистами – риск их коррумпированности достаточно высок. Поэтому в большей степени сегодня нужно уповать на изменение законодательства по ужесточению контроля за ценообразованием и качеством нефтепродуктов. И, конечно же, Министерство энергетики и угольной промышленности должно жестче подходить к взаимодействию с рынком нефтепродуктов. Хотя, в общем-то, запретительные меры не всегда являются эффективными, но в данном случае, учитывая интересы миллионов граждан, я думаю, что на это нужно идти», – резюмировал Игорь Шкиря.