Сегодня Верховная Рада, скорее всего, примет во втором чтении Налоговый кодекс, вызвавший массовые протесты мелких предпринимателей. Президент Виктор Янукович заявил, что призывы организовать предпринимательский Майдан звучат от тех, «кто привык работать за пределами закона». Другими словами, имеющиеся надежды на то, что глава государства ветирует кодекс, беспочвенны. «Сегодня» спросила у представителей различных слоев предпринимателей, что они думают о новом документе и как будут с ним жить.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ МЕЛКОГО БИЗНЕСА Борис Боклан, торгует продуктами питания:
Допустим, у меня 200 наименований продуктов по 50 штук каждого. Сейчас я плачу единый налог и не трачу массу времени на записи в кассовой книге и учет накладных. Если введут новый кодекс с обязательным кассовым аппаратом, это придется делать. Но хуже, что в любой момент налоговый инспектор может остановить торговлю и сверить фактические остатки товара с выбитыми чеками и суммой в кассе. За несовпадение — сразу штраф. А у налоговой метод проверки простой: приходят на рынок и отключают свет. Если в этот момент вы отпускали товар и не успели его провести по кассе — все, торговля без выдачи чека. Я согласен платить не 600 грн. единого налога, а 1000 и более, но спать спокойно, а не каждый день дрожать. Говорят, что они так борются с контрабандой, но это смешно. Тот, кто ею торгует, допустим, это нелегально ввезенные шубы или куртки, держит на «точке» по 1—2 единицы законно ввезенного товара, остальное у него дома.
Владислав Бобровский, услуги полиграфии:
Для тех, кто торгует на базаре, почти ничего не изменится. А с нами — единоналожниками — предприятиям надо будет рассчитываться из прибыли, уплатив с нее налоги, — с нами просто перестанут работать юрлица. Исчезнет примерно три четверти легального бизнеса: проектный, рынок мелких перевозок (например, доставка продуктов в магазины), IT-отрасль, полиграфия, реклама, строительство. Причем в том сегменте, где крупный бизнес сейчас не работает — там слишком малые доходы. Люди уйдут в тень, будут откупаться от проверок, короче, возврат в 1990-е годы. Либо частники начнут объединяться, создавать юрлицо, нанимать бухгалтеров и переходить на работу с НДС. Но это сразу приведет к тому, что абсолютно все продукты и услуги подорожают.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Леонид Кригер, владелец завода по производству котлов:
Серьезный плюс в том, что НДС теперь надо будет отчислять поквартально, а не сразу после того, как продал товар. Хорошо, что убрали пятидневку: до сих пор если у меня люди выходили на работу в субботу, я должен был платить им двойную оплату (даже если в понедельник они отдыхали). Теперь этого не будет. А вот нормы, которые дают право налоговой проводить внеплановые проверки, или возможность взимать пеню без судебного решения (с тем, что если я потом обращусь в суд, налоговая вернет мне деньги) — огромный минус. А насчет малого бизнеса... Будем так говорить: я выпускаю товар большой, дорогой, у меня куча налогов и сумасшедшие отчетности. А кто-то стоит на 7-м километре, торгует трусами, у него оборот в два раза больше, а налогов он вообще не платит. Наверное, это несправедливо.
Александр Гуторов, учредитель фармфирмы:
Для нас плюс в том, что малый бизнес заставят платить налоги. Представьте, некоторые представители фармацевтического бизнеса «сидят» на едином налоге и платят 200 грн. Хотя оборот у них может быть очень большой. При этом они за наличные покупают, продают, кассовых аппаратов у них нет. В итоге они могут устанавливать цены ниже, чем я. Тогда как у меня сеть аптек — 24 филиала — и я должен уплатить деньги в Пенсионный фонд, налог на прибыль, НДС. Другой вопрос, что там больше прав дается налоговикам. Но в этом вопросе я еще толком не разобрался: только в четверг вывесили проект кодекса на сайте, я его еще не успел изучить.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ КРУПНОГО БИЗНЕСА Дмитрий Андриевский, глава ООО «Интеко-Холдинг» Поэтапное снижение налогов, которое декларируется, нельзя не приветствовать: и по НДС, и по налогу на прибыль. Но как это будет на самом деле... Мы же понимаем, что если снижают ставку налога, значит, будут стараться максимально расширить налоговую базу. А это можно сделать только за счет усиления администрирования, увеличения сборов налогов. Меня как руководителя беспокоит, что полномочия налоговой могут быть расширены, что вырастет количество проверок, например, или проверяющих структур. Но главное — нет четкого понимания, что же будет в итоге проголосовано. Много вариантов, разговоров, изменений: мне кажется, сами депутаты не понимают, за что голосуют. А ведь еще предполагается принятие большого количества разных подзаконных актов, инструкций к этому кодексу. Больше того: я уверен, что когда его введут в действие, аудиторы, юристы и бухгалтера будут еще долгие месяцы разбираться, как применять ту или иную норму. Мы разговаривали с аудиторской компанией, которая нас обслуживает, и они четко не понимают, что будет.
Юрий Трындюк, президент ООО «Хлебные инвестиции» Положительными являются намерения снизить фискальное давление на СПД — юридических лиц, включая снижение ставки НДС к 2014 году до 16—17%. Но что касается увеличения полномочий налоговых инспекторов (налоговый арест и реализация имущества, признание недействительными регистрационных документов СПД), то это, по моему мнению, приведет к необоснованному давлению на бизнес и увеличению коррупции в органах налоговой службы. И еще: полномочия есть, а личной ответственности налогового инспектора или начальника налоговой администрации нет. И тут тоже надо серьезно подумать.