Чем закончится конфликт вокруг прокладки сквозь Химкинский лес скоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург и где в конечном итоге пройдет новая трасса? На эти вопросы ответа сегодня никто дать не рискнет. Зато уже очевидно, что график строительства первого участка трассы придется пересмотреть. "Мы все понимаем, что будут сдвиги по срокам окончания проекта", – подтвердил во вторник на встрече с журналистами руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин.
По словам главы Росавтодора, согласно первоначальному плану строительно-монтажные работы по возведению трассы должны были стартовать с 1 октября. Однако на сегодняшний день не подготовлена даже площадка. Если в ближайшее время окончательное решение о маршруте пролегания магистрали, наконец, примут, подготовительные работы и перенос коммуникаций под нее будут проводиться даже зимой, заверил Чабунин. Но само строительство дороги сможет начаться не раньше наступления теплого времени года.
При этом чиновник отметил, что концессионер трассы – "Северо-Западная концессионная компания", сформированная европейскими компаниями Vinci и Eurovia , может применить штрафные санкции к РФ за задержку. "Мы прилагаем все усилия, чтобы санкции не были предъявлены", – подчеркнул Чабунин, добавив, что пока "Северо-Западная концессионная компания" не выходит из проекта и ждет принятия решения.
Напомним, строительство дороги было приостановлено в конце августа по распоряжению президента РФ Дмитрия Медведева, который поручил правительству провести новые общественные и экспертные обсуждения. Однако, как показало первое же подобное заседание, единодушия по этому поводу нет: число сторонников и противников химкинского проекта разделилось примерно поровну. Так что на данный момент перспективы принятия окончательного решения по схеме строительства дороги выглядят весьма туманно.
А вот перспективы исправления последствий недавних погодных катаклизмов более ясны. Как сообщил глава Росавтодора, его ведомство сделало все возможное, чтобы за пару месяцев ликвидировать колеи на дорогах, образовавшиеся в результате аномально жаркого лета. Где-то удалось провести даже капитальный ремонт, хотя в большинстве случаев на дороги просто поставили заплатки. Продолжать ремонтные работы мешает наступление ранних холодов во многих пострадавших от жары регионах. Но с наступлением весны этот процесс продолжится, пообещал представитель дорожного ведомства.
Примечательно, что в тот же день на встрече с представителями московского городского отделения партии "Единая Россия" о московских дорогах говорил Сергей Собянин. По словам секретаря политсовета отделения Елены Паниной, он удивительно быстро вник в проблемы Москвы, серьезно их изучил, и "прозвучали ответы, как решать". Впрочем, эти ответы могут показаться знакомыми тем, кто следил за решением транспортных проблем при прежней власти. Так, например, предложение сделать платным въезд частного автотранспорта в центр хорошо знакомо столичным автомобилистам. Идея эта в коридорах Мосгордумы обсуждалась регулярно и столь же регулярно вызывала глухой ропот недовольства у водителей. Так что в итоге бывший мэр Юрий Лужков от нее отказался.
Будущий мэр, судя по всему, народных волнений не боится. Однако главную ставку, похоже, делает все-таки не на административные нововведения, а на строительство новых магистралей. По словам Собянина, справиться с московскими пробками можно, "сконцентрировав финансовые ресурсы для крупномасштабного транспортного строительства" и "развивая полностью исчерпавший ресурсы общественный транспорт". Собственно, именно строительством новых дорог и занимался в последние годы его предшественник.
Эксперты ничего странного в подобном "плагиате" не видят. С учетом исторических особенностей планировки Москвы, иного пути предотвращения транспортного коллапса не существует. Но у нынешнего кандидата есть важный козырь: как ставленник Кремля он может рассчитывать на финансовую поддержку из федерального бюджета. И, судя по всему, небезосновательно. По крайней мере, увеличение финансирования дорог Собянин уже пообещал, умолчав при этом, откуда возьмет дополнительные средства.