Ключевым фигурантом другого скандала Минобороны, развернувшегося в последние месяцы, оказался уже не чиновник ведомства, а его подрядчик. Речь о фирме «Ивала», поставщике питания воинским частям в нескольких областях Украины. События последнего времени показывают – «Ивала» намеренно отстраняется от сотрудничества с Минобороны, а лоббирующие интересы фирмы чиновники за свое сотрудничество платят высокую цену.
Впервые «Ивала» оказалась на слуху прошлой осенью, когда 170 служащих Первого президентского полка отправились на больничные койки после неудачного обеда. Поставляла продукты в столовую этого подразделения как раз «Ивала». Беспрецедентное число жертв пищевого отравления среди военнослужащих элитного полка привлекло повышенное внимание прессы и стало причиной дискуссии о том, почему украинская армия до сих пор чаще является непригодным к службе посмешищем, чем современным эффективным войском.
Оказалось, что «Ивала» еще до инцидента в Президентском полку была замешана в отравлении военнослужащих. В частности, в феврале прошлого года в госпитале оказались 80 курсантов Харьковского института танковых войск, который «Ивала» также обслуживала. Да и в этом году в прессе публиковались сообщения об отравлениях в нескольких воинских частях Киева. Казалось бы, Минобороны должно было насторожиться и выяснить, отчего же работающая по контракту компания относится к своим обязанностям столь небрежно, что постоянно подвергает опасности здоровье 15 тысяч военнослужащих (а именно столько человек в общей сложности служат в частях, питание которым поставляет «Ивала»). И зачем, собственно, такая компания Минобороны нужна.
Как выяснила газета «Факты», проведя собственное журналистское расследование, на самом деле военное ведомство без внимания случаи отравления не оставляло. Более того, несколько служебных проверок приходили к однозначному выводу – «Ивала» поставляет некачественные продукты, а столовые помещения содержит с нарушением санитарных норм. Но – здесь начинается самое интересное - составлением служебных записок дело и ограничивалось. Никакие меры по отношение к «Ивале» не предпринимались, контракт с ней не разрывался, солдаты продолжали травиться.
До недавнего времени. Поскольку несколько месяцев назад стало очевидно, что у «Ивалы» дела идут на нет. Во всяком случае, действия, предпринятые против «Ивалы», свидетельствуют о чьем-то явном нежелании продолжения работы этой компании у государственной «кормушки».
Весной, фактически сразу после назначения на должность нового министра обороны Михаила Ежеля, ведомством было принято решение о проведении нового тендера на обслуживание тех воинских частей, которые курировала «Ивала». Тендер был без проволочек намечен на июнь – хотя несколько предыдущих лет такое решение замораживалось в недрах Минобороны. Он, однако, оказался сорван по решению Днепропетровского окружного административного суда, удовлетворившего соответствующий иск «Ивалы». Но одержав временную победу, «Ивала» столкнулась с новым серьезным противостоянием. Сразу после срыва тендера замминистра Михаил Куцин написал докладную с просьбой провести служебное расследование о фактах коррупции в связи со срывом тендера. В записке речь идет о сотруднике Правового департамента министерства Сергее Короле, вмешавшемся в процедуру подготовки тендера и остановившем процедуру закупок, что и стало инструментом для получения решения Днепропетровского суда. Министр, что показательно, ответил согласием на просьбу о расследовании, и оно проводится в эти дни. В общем, дела расследуются в этом случае чрезвычайно быстро, что для украинских государственных структур, как известно, характерной чертой не является.
Сергей Король, о котором шла речь в записке замминистра, работал в Минобороны еще вместе с задержанным Иващенко. Важная деталь - источник в ведомстве сообщает, что Генпрокуратура рассматривает и причастность самого Иващенко к тендерным операциям. И в этом свете по -новому выглядит роль «Ивала», за сотрудничество с которой высокопоставленные чиновники могли поплатиться свободой.
Судя по всему, образовалась ситуация, при которой госструктурам просто невыгодно имеет дело с «Ивалой», в течение года превратившейся из малоизвестной компании в одиозную сомнительную контору. Очевидно, Минобороны не хочет иметь «Ивалу» среди своих подрядчиков, поскольку ее репутация наносит тень на столь стратегически значимое ведомство. И она внесена в черный список компаний, сотрудничество с которыми для госорганов нежелательно. Несмотря на мелкие бонусы, которыми для чиновников часто сопровождается сотрудничество с отдельными компаниями, на карту в деле «Ивалы» поставлены более крупные интересы.
Сейчас эта фирма, отчаянно пытающаяся сохранить сделку с Минообороны, тащит на дно не только саму себя, но и своих партнеров, доказательством чему служат расследования против Иващенко и Короля. Однако начавшаяся зачистка Минобороны от лоббистов «Ивалы» пока выглядит только началом операции - очевидно, что в ближайшее время станут известны и имена новых чиновников, покрывавших «Ивалу» во время ее травли украинской армии за государственный счет.