Доступные автомобили иностранных марок, скорее всего, так и останутся несбыточной мечтой для большинства россиян. Путешествуя по Дальнему Востоку на отечественной маленькой желтой машинке, председатель правительства РФ пришел к выводу о необходимости дальнейшего повышения пошлин на ввозимые в страну иномарки. Напомним, что пошлины на новые и подержанные иностранные авто были повышены в разгар кризиса – в январе 2009 года. Так, ставки на новые автомобили (возрастом до трех лет) увеличились с 25% до 30% от их стоимости, но не меньше €1,2-2,8 за один кубический сантиметр двигателя. Для иномарок в возрасте от трех до пяти лет ставка возросла с 25% до 35%. Для машин старше пяти лет ставка была установлена в размере от €2,5 до 5,8 за кубический сантиметр двигателя. Главным обоснованием этого шага стала, по словам чиновников, необходимость поддержания отечественных производителей, и в первую очередь – АвтоВАЗа. При этом было заявлено, что пошлины вводятся не навсегда, а только на 9 месяцев. Впрочем, как и следовало ожидать, сроки эти так и не были соблюдены.
В марте нынешнего года МЭР выступило с инициативой понизить "кризисные" пошлины хотя бы на новые иномарки, так как к этому моменту российским производителям, включая АвтоВАЗ, удалось миновать наиболее острую фазу кризиса. Однако никаких решений по этому вопросу так и не было принято. Судя по последним заявлениям премьера, ни о каком снижении пошлин в обозримом будущем не может быть и речи.
По его замыслу, высокие пошлины должны стимулировать иностранных автопроизводителей открывать свои производства в России, а также постоянно повышать уровень их локализации. "Давайте мы договоримся следующим образом: мы сейчас ничего не будем делать в направлении повышения таможенных пошлин. Но вот вам временной график: в такие-то годы мы начнем постепенно поднимать таможенные тарифы - сначала на ввоз подержанной техники, потом постепенно будем повышать таможенные пошлины и на новые автомобили, готовую продукцию", - заявил Владимир Путин, фактически дав тем самым зеленый свет повышению пошлин.
В ходе своего прочувствованного монолога премьер проронил еще одну неосторожную фразу, касающуюся не только автомобильного производства, но и много чего еще. Говоря о повышении пошлин, Путин заметил: "Мы ведь не член ВТО, мы можем себе это позволить". Зная о том, что ограничение импорта иностранных автомобилей в пользу развития их производства на территории России является одной из любимых идей премьера, становится очевидным, что членство в ВТО не рассматривается им в качестве одной из первостепенных задач. Напротив, из этих слов можно сделать вывод, что при таком подходе вступление России в эту международную организацию может затянуться надолго.
Позицию российского правительства по части ввоза и производства иностранных автомобилей на территорию России Владимир Путин сформулировал следующим образом: "Мы хотим, чтобы вы постепенно передавали технологии, навыки, повышали уровень производительности труда, уровень технической подготовки наших специалистов. И это все закладывается в контракты, которые подписывает Министерство промышленности и торговли с иностранными производителями".
В целом озвученная премьером идея достойна одобрения. Производство на своей территории автомобилей, самолетов и других сложных технических объектов под всемирно известными брендами широко распространено во многих странах мира. Активно участвовать в этом процессе намерена и Россия. Более того, судя по словам премьера, правительство рассчитывает на скорый переход к достаточно высоким (70%-80%) уровням локализации.
Напомним, что на сегодняшний момент режим промышленной сборки автомобилей в России подразумевает 30%-ю локализацию. Это означает, что как минимум 30% комплектующих и технологических операций должны производиться на российской территории. Также условия промсборки предполагают значительный льготный период, в течение которого иностранным компаниям разрешено ввозить в Россию автокомпоненты без уплаты таможенных пошлин. По замыслу властей, это должно служить стимулом для повышения уровня локализации производства автомобильными компаниями.
Судя по последним заявлениям Путина, борьба за повышение локализации становится одной из важнейших задач правительства. Минпромторг уже сегодня активно продвигает изменения в правила промышленной сборки, предполагающие повышение уровня локализации до 60%. Между тем именно он является наиболее слабым звеном промышленной сборки. На сегодняшний день на большинстве автосборочных предприятий России он составляет порядка 25%-40%. Эти цифры обусловлены рядом объективных технологических и экономических причин и в целом устраивают иностранные компании. Требования повысить локализацию могут привести к ряду проблем.
Нежелание иностранных производителей излишне "углубляться" на российской территории объясняется сразу несколькими причинами. Прежде всего, ведущие автомобильные компании заинтересованы производить основную часть добавленной стоимости у себя или у своих близких партнеров, а не предоставлять это право кому то еще. Зачастую производства невыгодно переносить в другие страны и из-за относительно невысоких объемов выпуска. Так, при ежегодном выпуске в той или иной стране 50-100 тысяч автомобилей, нет особого смысла вывозить туда штамповочное, а тем более двигательное производство. Увеличить же объемы выпуска зачастую не позволяют условия местного рынка. Другой серьезной причиной остается недоверие ведущих автопроизводителей к надежности и качеству работы местных предприятий – поставщиков комплектующих. Это особенно актуально в российских условиях. В связи с этим иностранные компании вынуждены идти на самые разнообразные ухищрения. Например, на счет локализации довольно часто относятся второстепенные и вспомогательные процессы - аренда, складские услуги и т. п. Главная цель - не допустить ненадежные местные предприятия к основному производству.
По завершении льготных периодов многие автопроизводители предпочитают не повышать долю локализации, а свернуть производства наиболее дорогих моделей и продолжить работу в условиях таможенных пошлин. Результатом тому становится повышение конечной цены производимых в России автомобилей.
Из всего этого можно сделать вывод, что заявленные Путиным планы по перетягиванию в Россию иностранных производств и технологий пока не имеют реального экономического подкрепления. Очевидно, что выход на заявленные уровни локализации потребует переноса в Россию производства двигателей и штамповки кузовных элементов. Однако при сравнительно невысоких масштабах выпуска большинства российских заводов, это практически невозможно. Изменить ситуацию может только резкий рост спроса на производимые в России иномарки. Впрочем, в условиях последствий кризиса, говорить об этом пока преждевременно.
Иностранные производители вряд ли смогут вписаться в установленные рамки и окажутся перед необходимостью платить пошлины за ввоз комплектующих. Главным и единственным следствием этого станет рост цен на производимые в стране машины. Вполне возможно, что ориентиром для этого роста окажется возросшая стоимость импортированных авто, о повышении пошлин на которые намерено позаботиться российское правительство.