Вопреки требованиям международной ассоциации воздушного транспорта IATA понизить стоимость аэронавигационных услуг, Минтранссвязи инициирует очередное их повышение, сообщают Экономические известия.
По мнению экспертов, в дальнейшем такая политика может привести к утрате транзитных воздушных потоков, а авиакомпании заставит повышать цены на билеты.
На сайте транспортного ведомства представлен к обсуждению проект приказа, которым предлагается повышение ставок за аэронавигационное обслуживание в среднем на 25%. Ставка за обслуживание на маршруте будет повышена на 22,3% - до EUR45,56 на 50 т взлетной массы, а за обслуживание на подходе и в районе аэродрома - на 28,6%, до EUR7,56. Аэронавигационный сбор - это плата, которую взимает государство в лице ГП Украэрорух с авиакомпаний за то, что те используют воздушное пространство страны и инфраструктуру, необходимую для обеспечения полетов и их безопасности.
Как пишет издание, в обосновании к нормативному акту специалисты транспортного ведомства ссылаются на принципы Евроконтроля (Европейской организации по обеспечению безопасности аэронавигации). Согласно им, ставки платы за аэронавигацию рассчитываются на основе ряда факторов, включающих в себя такие, как макроэкономические показатели страны (уровень инфляции, учетная ставка, обменные курсы иностранных валют), интенсивность воздушного движения, прогнозируемые расходы и капиталовложения на обеспечение аэронавигации, а также статистические показатели предыдущих лет.
"Плановые расходы Украэроруха увеличены вследствие объективных причин - инфляции 2009 г. , роста членских взносов Украины в Евроконтроль и отчислений в госбюджет. Полученная умеренная прибыль будет использована на инвестиции и модернизацию аэронавигационной системы Украины", - отмечают в Минтрансе.
Такие аргументы могли бы показаться вполне убедительными, если бы существовала прямо пропорциональная зависимость качества и эффективности аэронавигационных услуг в Украине от их стоимости. Однако еще в июне стало известно, что отсутствие корреляции между этими параметрами стало основой для претензий к Украэроруху со стороны Международной ассоциации воздушного транспорта IATA. Во время своего визита в Киев и встречи с авиавластями страны глава ассоциации Джованни Бизиньяни подверг критике деятельность Украэроруха.
Он сообщил, что в Украине одна из самых высоких в Европе стоимость аэронавигационных услуг при едва ли не самой низкой эффективности этого предприятия. Согласно данным IATA, Украэрорух занимает третье место по размеру сборов среди 36 других аналогичных европейских организаций, а по показателям продуктивности - 35-е. Поэтому IATA настоятельно рекомендовала авиавластям пересмотреть политику в этой области, назвав это одним из важных условий перед присоединением Украины к программе "открытого неба" с Европой.
Впрочем, министр транспорта Константин Ефименко заявил в ответ на это, что экономить на безопасности полетов недопустимо, а Украэрорух нуждается в модернизации. Министр пообещал провести в этом году обновление предприятия на всех фронтах - начиная со строительства новых диспетчерских башен и заканчивая реконструкцией административного здания предприятия.
Отметим, вопреки обнаруженным экспертами недостаткам Украэроруха, вряд ли можно назвать эту организацию бедной. Согласно финплану на 2010 г. , доход предприятия должен составить 1 млрд. 776 млн. грн. , а чистая прибыль - 90,1 млн. грн. За последние 10 лет доходы предприятия росли пропорционально увеличению интенсивности движения в воздушном пространстве Украины (в среднем на 11% в год).