Накануне летних каникул Верховная Рада Украины приняла Закон «О принципах функционирования рынка природного газа», согласно которому национальная компания-монополист «Нафтогаз» должна быть реорганизована. В теории документ разработан в соответствии с требованиями Евросоюза, который еще при прежней власти требовал от Киева либерализации газового рынка. На практике преимуществами новых правил игры может воспользоваться разве что «Газпром», отмечают отраслевые эксперты.
Как пишет российская Независимая газета, впервые вопрос о дроблении «Нафтогаза» на отдельные компании по видам деятельности – добывающую, транспортирующую и поставляющую газ – возник весной прошлого года в ходе переговоров правительства Юлии Тимошенко с Евросоюзом о финансировании модернизации газо-транспортной системы.
Как известно, те переговоры завершились подписанием декларации о намерениях. ЕС выдвинул Украине ряд условий, выполнение которых должно было стать предпосылкой к началу финансирования. В частности, требовалось сделать прозрачной и контролируемой работу «Нафтогаза», ради чего и было предложено раздробить компанию на отдельные структуры, а также повысить цену на газ на внутреннем рынке до рыночного уровня – то есть увеличить стоимость газа для бытовых потребителей и компаний Теплокоммунэнерго более чем на 100 долл. за 1 тыс. куб. м.
Накануне президентских выборов Киев не рискнул пойти на такие реформы. Однако новая власть вернулась к выполнению обязательств, формально взятых Тимошенко. Принятый закон о либерализации газового рынка предполагает, что из подчинения «Нафтогаза» будут выведены дочерние структуры: «Укртрансгаз», «Газ Украины» и «Укргаздобыча». А коммерческие компании, в том числе иностранные, получат прямой доступ к использованию украинских газопроводов и подземных газовых хранилищ. Впрочем, когда и как все это будет реализовано, пока неясно.
Чиновник, близкий к «Нафтогазу», сказал «НГ», что «дробление компании – некорректная формулировка, поскольку речь идет о технической реорганизации». По его словам, реформы планируется провести в течение длительного периода, возможно, только к завершению президентского срока Виктора Януковича. Он пояснил, что спешка может привести к недоразумениям как с европейскими кредиторами, перед которыми у «Нафтогаза» накопилась реструктуризированная задолженность; так и с «Газпромом», который пока остается для Украины единственным поставщиком и транзитером газа.
Официально российская компания пока не комментировала принятый Верховной Радой закон. Однако представители «Газпрома» ранее в комментарии «НГ» подтвердили неизбежность конфликтных ситуаций в том случае, если украинская сторона попытается перерегистрировать юридическое лицо, с которым у «Газпрома» заключены долгосрочные соглашения. Правда, бывший уполномоченный президента Украины по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский уверен, что как раз с российской стороной проблем не возникнет, поскольку «Газпром» прямо заинтересован в объявленных реформах. По его словам, работающая в Украине дочерняя структура российской компании – «Газпромсбыт-Украина» – получит «неограниченные права и возможности».
До сих пор эта компания, введенная на украинский рынок по решению Юлии Тимошенко и Владимира Путина, являлась фактически оператором поставок газа: «Газпромсбыт-Украина» выкупала лимитированный объем газа (примерно десятую долю украинского рынка) у компании «Нафтогаз» и затем поставляла его четко обозначенному кругу промышленных потребителей. Либерализация рынка позволит потребителям выбирать поставщика, а дочерняя структура «Газпрома», избавившись от прежних ограничений, сможет с легкостью выиграть конкурентную борьбу и быстро завоевать украинский рынок, поясняют эксперты. По их словам, это позволит «Газпрому» не только контролировать украинскую промышленность, но вскоре получить практически монопольный доступ к подземным газовым хранилищам и системе магистральных газопроводов.
Бывший сотрудник «Нафтогаза» Валентин Землянский согласен, что у Киева нет богатства выбора, поскольку, несмотря на многолетние декларации о диферсификации поставок газа, «Газпром» продолжает оставаться основным поставщиком и транзитером. А эксперт по энергетическим вопросам Центра им. Разумкова Владимир Омельченко добавил, что в новом украинском законе не предусмотрены эффективные механизмы противодействия «использованию энергетического оружия в политических целях». Такие механизмы могут быть созданы только через несколько лет – в случае если Украина все же договорится об альтернативных поставках сжиженного газа, считает Землянский. Но к тому времени Россия успеет построить обходные газопроводы, что само по себе станет мощным рычагом давления на украинскую сторону, рискующую остаться без транзитных потоков газа, отмечают эксперты.