Аномально жаркая погода во многих регионах России не дает расслабиться российским крестьянам. Буквально на прошлой неделе Министерство сельского хозяйства прогнозировало снижение урожая зерновых до 85 млн т, а уже в начале этой недели глава ведомства Елена Скрынник на заседании президиума правительства предупредила, что эта цифра может еще уменьшиться. "Мы должны еще раз все рассчитать", - сказала министр.
Впрочем, у большинства граждан страны нет повода для волнения – без хлеба и муки они не останутся. Хватит в государстве зерна и для осенней посевной, благодаря предыдущим урожайным годам, позволившим накопить рекордные запасы. На 1 июля 2010 года они составляли 24 млн т. И это не считая 9,5 млн т в интервенционном фонде. "Эффективное управление запасами позволит в полной мере удовлетворить внутренний спрос, обеспечить стабильную ценовую ситуацию", успокоил население первый вице-премьер Виктор Зубков.
"При любом раскладе валовый сбор будет превышать внутреннее потребление", – поддерживает представителей власти президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. По словам экспертов, максимальное внутреннее потребление зерна в России не превышает 77 млн т. Даже если прогноз министерства будет пересмотрен, вряд ли он опустится намного ниже ранее предсказанных 85 млн т. Если прибавить 24 млн т запасов, получится 109 млн т, что позволяет обеспечить не только собственные потребности, но и 20 млн т экспорта. При этом к следующему сезону в стране все равно останется 12 млн т переходящих остатков. Это соответствует нормам Продовольственной организации ООН – ФАУ (не менее 17% внутреннего потребления).
Однако, если в масштабах страны ни о какой катастрофе речи не идет, то для крестьян наиболее пострадавших от засухи регионов ситуация складывается весьма плачевно. Из-за потери урожая они оказались не в состоянии обслуживать свои финансовые обязательства: нет зерна, нечего продать, нечем расплачиваться по кредиту. В общей сложности на сегодняшний день погибло порядка 9 млн га посевных площадей из 48 млн. гектар. О бедственном положении заявили 18 регионов: в 14-ти уже объявлена чрезвычайная ситуация, документы по оставшимся четырем находятся на оформлении. Правительство уже предпринимает меры. В частности, принято решение о пролонгации кредитов на три года.
Пострадали не только аграрии, но и животноводы, лишенные кормовой базы. Соответственно, им требуется помощь кормами. С этой целью Минфин уже предложил регионам льготные бюджетные кредиты под 2% годовых на закупку этих кормов и товарные кредиты, также по льготной ставке.
Но главной задачей государства на сегодняшний день становится обеспечение осеней посевной в пострадавших районах. Им требуются деньги и ресурсы, в том числе семена, поскольку свои-то погибли. И этот вопрос уже прорабатывается Минсельхозом. В частности, анализ показал, что в подавляющем большинстве пострадавших регионов можно провести внутреннее замещение, то есть найти семена для осеннего сева в пределах самого региона. Лишь отдельные территориальные образования потребуют ввоза из других регионов, и такие механизмы уже тоже проработаны. С проблемами могут столкнуться животноводы, поскольку потребуется не только переброска семян, но и грубых сочных кормов для животноводства. Сами по себе они стоят дешево, и транспортировка очень сильно их удорожает, что болезненно ударит по карману предприятий, и без того находящихся в тяжелом финансовом положении. Так что сейчас рассматривается возможность компенсации такой перевозки.
Сумму возможных убытков специалисты пока предпочитают не называть, поскольку еще ведется подсчет и проверка цифр, представленных регионами. К тому же многие хозяйства для себя еще не определили, что выгоднее – обратиться за помощью к государству или вывести технику в поля и собрать все, что возможно. Дело в том, что государство компенсирует лишь издержки производителей, но не упущенную прибыль. А, между тем, засуха, подкосившая одних, для других оказалась спасением. "У нас две беды: урожай и неурожай. И урожай – беда побольше", - иронизирует Аркадий Злочевский. За два предыдущих урожайных года цены на зерно обвалились в 2,5 раза и многие хозяйства оказались на грани выживания. А сейчас цены снова пошли в рост. Правда, пока не очень серьезными темпами – порядка 100 рублей в неделю, и остаются еще достаточно низкими в целом ряде регионов, в частности, в Сибири. Но тем ни менее эта тенденция уже наметилась, и она не может не радовать тех, кто от засухи не пострадал и сейчас собирает урожай.