Схемы «мобильного» мошенничества, несмотря на усилия операторов и правоохранительных органов, только совершенствуются. Сотовые операторы призывают своих абонентов к бдительности — ведь в первую очередь оградить себя от мошенников могут именно сами пользователи сотовых телефонов. Крупнейший сотовый оператор «МегаФон-Урал» составил свой список наиболее распространенных видов мошенничества и любезно поделился им с JustMedia.
«Подарок» Вам позвонили на мобильный телефон (номер звонящего может не определяться), представились сотрудником сотовой компании, абонентом которой вы являетесь, и сообщили о выигрыше, обладателем которого вы стали благодаря лотерее, «не так давно проводившейся оператором среди своих абонентов». Призы и подарки могут быть самыми разными, но всегда очень привлекательными — от недорогого мобильного телефона до иномарки. Бывает, что в качестве приза «представитель» компании обещает предоставление бесплатной связи в течение нескольких месяцев. От счастливого мгновения обладания призом вас отделяет лишь небольшая формальность — необходимо купить одну или несколько карт экспресс-оплаты и сообщить их номера все тому же сотруднику, который, перезвонив в назначенный час и получив от вас интересующую его информацию, обязательно назовет вам место и время вручения вожделенного приза от сотовой компании. Иногда так называемые сотрудники делают какое-либо выгодное предложение, например, перейти на более экономичный тариф «за те же деньги». При любом предложении (вариаций может быть много) вам сообщают, что необходимо с помощью карты экспресс-оплаты пополнить счет.
«Отсроченный»Вернитесь к варианту №1. Вас обманули несколько месяцев назад. Вы не получили приз, на который так рассчитывали, диктуя номера карт экспресс-оплаты телефонному незнакомцу. Но часто на этом история не заканчивается. В один прекрасный день вы совершенно неожиданно для себя узнаете, что не так давно вы получили кредит в банке. Сотрудники банка начинают беспокоить вас напоминаниями о сроках погашения задолженности. Вы действительно не были в банке, не подавали заявку на кредит, не получали деньги и уж тем более не тратили их. Просто вы продиктовали свои паспортные данные звонившему вам несколько месяцев назад «представителю» сотовой компании/радиостанции/телеканала, так же как и номера карт экспресс- оплаты. В данном случае решить проблему вы сможете, только обратившись в правоохранительные органы.
«Трагедия»Телефонный звонок незнакомца, сообщающего, что ваш близкий человек попал в неприятную историю, стал виновником или пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Для того чтобы помочь своему родственнику, необходимо купить несколько карт экспресс-оплаты. Важно помнить, что любая информация, полученная от неизвестных, нуждается в проверке. Проверить такую информацию достаточно легко — связавшись с вашими близким или с теми, кто в настоящий момент может находиться рядом с ним, если вдруг номер вашего родственника недоступен.
«Благотворительность»Еще одна попытка сыграть на добрых чувствах абонента: предложение о помощи заболевшему ребенку. Абонент получает сообщение с неизвестного номера о необходимости найти редкую группу крови для спасения ребенка. В сообщении указывается номер телефона, звонки на который автоматически «облегчают» счет позвонившего. Важно задуматься, как о вашем номере телефона узнал отправитель. Обычно такие письма с просьбой о помощи мы получаем от знакомых, которые пересылают их от своих знакомых. В любом случае, незнакомый номер должен вас насторожить и заставить еще раз задуматься, по адресу ли попадут ваши средства.
«Ошибочный перевод»Пользователь мобильного телефона получает SMS-сообщение о том, что кто-то перевел на его счет определенную сумму денег. Чаще всего она невелика — 30-50 рублей. Через несколько минут приходит и другая SMS-ка с сообщением об ошибке и просьбой вернуть деньги обратно. Чаще всего такие сообщения отправляются из интернета — в этом случае номер отправителя не сообщается, вместо него на дисплее адресата появляется короткий номер, максимально похожий на служебное сообщение. Естественно, денег на счет абонента не добавилось, а жалостливая история о роковой ошибке при передаче денег другу — не более чем мошенничество. Впрочем, подобная уловка как раз и рассчитана на порядочность людей, которые захотят вернуть деньги невнимательному абоненту. Обязательно проверьте, изменилось ли состояние вашего счета. Таким образом, вы очень просто сможете убедиться, соответствует ли эта информация действительности. Если вы не помните состояние счета, всегда можно позвонить оператору и уточнить, не было ли пополнений вашего счета в течение дня.
«Один звонок»Простенький вариант, названный в Японии wangiri («один звонок»), и пока, судя по всему, не распространённый в регионе. Рассчитано на психологию: мошенник звонит жертве на мобильник и сбрасывает звонок до того, как прозвучит ответ. Жертва чаще всего из любопытства набирает номер, с которого ей звонили, и вскоре получает счет за звонок на «платный» телефон. Помните, что вызовы, поступающие с незнакомых телефонов, потенциально могут быть мошенничеством. Если звонок действительно важный, то спустя непродолжительно время вам обязательно перезвонят.
«Тестирование»Абоненту звонят, представляясь сотрудником компании, просят помочь в тестировании сети/услуги/сервиса/нового тарифа и т. п. и набрать определенные комбинации на клавиатуре мобильного телефона. Эти нехитрые манипуляции могут либо лишить бонусных баллов, либо активируют такую услугу, как переадресация, либо переводят деньги со счета абонента на счет мошенника. Списание бонусов со счета можно отследить по SMS-сообщению, которое приходит всякий раз при активации вознаграждения. А вот переадресацию — только по резко уменьшающемуся балансу и длительному отсутствию входящих звонков. Т. е. при наборе мобильного номера доверчивого абонента, звонок переадресуется на другой номер, скажем, в Сургут или Москву. Мошенник говорит со своим собеседником, сколько душе угодно, а деньги списываются со счета абонента. Важно помнить, что для тестирования сети существует специальное технологическое оборудование. Запишите комбинацию символов, на которой настаивает телефонный собеседник, и обратитесь к оператору за уточнением информации об этом запросе.
«Принимаем на работу! »На столбе или в газете вы видите объявление с предложением стабильной работы с жильем и очень хорошей зарплатой. Для получения подробной информации предлагается отправить SMS или позвонить на короткий номер. Абоненты, отправившие SMS, в ответ на сообщение получают информацию о том, что их заявка принята в систему и ожидает обработки. При этом со счета абонента снимаются деньги, о которых в объявлениях не было ни слова. Обращайте внимание на информацию о стоимости звонка или SMS (или же на его отсутствие). Если такая информация отсутствует, будьте готовы к тому, что стоимость может быть больше обычной.
В последнее время мошеннические схемы стали сложнее с технологической точки зрения. Например, мошенники разрабатывают интернет-вирусы, которые блокируют работу операционной системы Windows. Вирус с приложением проникает на компьютер, блокирует систему и обещает вернуть доступ «за вознаграждение». Для этого пользователь должен отослать короткое SMS-сообщение на один из коротких номеров. Далее через агрегатора контента эти деньги поступают субподрядчикам, а через них — в фирмы-однодневки, большая часть которых зарегистрированы в оффшорах.