Украинские пищевики занимают лидерские позиции на сопредельных экспортных рынках. Однако триумф ждет украинские компании лишь в СНГ и странах Балтии, хотя водка пойдет дальше, сообщает газета Экономические известия.
В поисках прибыли компании уделяют больше внимания экспортным рынкам и увеличивают поставки за рубеж. Но отечественный пищепром не просто выходит на международный уровень - он становится лидером на заморских рынках.
Так, каховский производитель компания Чумак занял первое место в Беларуси на рынке кетчупа. "На сегодняшний день мы стали самым крупным брендом на рынке кетчупов в Беларуси - там Чумак лидер рынка с долей в 27,6% в деньгах, по данным Nielsen Беларусь", - отмечает один из основателей компании Йохан Боден.
Как пишет издание, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. прирост поставок в РБ составил 33% в деньгах и 51% по объему. В 1 квартале 2010 г. по сравнению с 2009 г. отгрузки в Беларусь выросли на 22% в денежном выражении и на 29% по объему.
В Литве, по неофициальным данным, Чумак в категории "кетчуп" занимает 3-е место по продажам, с долей рынка около 10%.
В целом по экспорту в 1 квартале 2010 г. по сравнению с прошлым рост в деньгах был почти 90%, в тоннах этот же показатель вырос на 100%. "Это частично связано с девальвацией гривни, но также и благодаря нашим командам, продвигающим Чумак на экспортных рынках", - говорит Йохан Боден.
В 1-м квартале 25% от общего производства компании ушло на экспорт. "Идеальная цифра для нас - увеличение доли поставок до 35% в соответствии с ростом национального и экспортного рынков", - уточняет Йохан Боден.
Что же касается родного отечества, то в Украине в 2009 г. потребление кетчупа снизилось на 15%, майонеза - на 6%, томатной пасты - на 17%, отмечают Экономические известия.
Корпорация S. I. Groupe (ТМ Морские, Козацька розвага, Флинт, Мачо) дома в Украине занимает от 50% до 80% рынка в различных категориях снеков (арахис, фисташки, сухарики и морепродукты). А на рынках Молдовы и Казахстана производитель также занимает лидерские позиции практически во всех категориях снеков - от 40% до 80% рынка.
По словам директора департамента маркетинга и развития корпорации S. I. Groupe Сергея Полисского, в Молдове самая большая доля рынка в категории "сухарики" - 80% рынка, а в Казахстане в "сушеных морепродуктах" - 75%. По его словам, в 2010 г. производитель вышел на рынки Армении, Грузии, Азербайджана, Беларуси и Узбекистана. "И мы уже сейчас занимаем в этих странах не менее 30% в зависимости от категории", - отмечает господин Полисский.
Нашу водку уже давно признали не только в СНГ, но и в мире. По данным мирового рейтинга The Drinks International Millionaires Club (Мировой клуб миллионеров, Великобритания), в 2009 г. , на основании объемов продаж, в Топ-3 международных производителей водки по-прежнему Smirnoff, Absolut и Хортиця. При этом стоит отметить, что за достижения на экспортных рынках Хортиця впервые удостоена статуса International Vodka.
А в России, по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), по результатам 1 квартала 2010 г. компания Евгения Черняка стала лидером по импорту алкоголя в России, занимая долю в 62% всего иностранного алкоголя в стране.
Согласно тому же рейтингу, Nemiroff вошел в тройку самых быстрорастущих международных алкогольных брендов. По итогам 2009 г. , Nemiroff Холдинг является единственным из Top-5 международных брендов, показавшим рост производства, а именно на 6,4%.
Как отмечает аналитик "Ренессанс Капитал" Константин Фастовец, лидерство наших пищевых продуктов в Беларуси, Молдове, России связано не столько с конкурентоспособностью или качеством, сколько с ограниченными экспортными возможностями в принципе. "То есть, имея возможность экспортировать не по всему миру, а только в те страны, где наши продукты принимают (СНГ, Ближний Восток, Африка), мы естественно там занимаем серьезные позиции в отдельных категориях", - уточняет эксперт.
По его словам, скорее всего, долгосрочная тенденция - это не укрепление позиций "лидерства", а, наоборот, диверсификация украинских пищевых товаров по разным странам, если верить в то, что наша продукция будет становится более качественной.