В Киеве завершает работу миссия Международного валютного фонда, от выводов которой зависит не только выделение Украине последнего транша утвержденного в 2008 году кредита, но и дальнейшая программа кредитования на сумму 19–20 млрд. долл. Хотя украинская власть признает сотрудничество с МВФ жизненно важным для государства, однако не рискует проводить непопулярные реформы. Поэтому эксперты сомневаются в том, что миссия фонда утвердит положительное для Украины решение. А российские кредиты, даже сопоставимые по суммам, не могут заменить заимствования МВФ, убеждены экономисты.
Как пишет Независимая газета, с ноября 2008 по октябрь 2009 года Украина получила от МВФ свыше 11 млрд. долл. стабилизационного кредита, затем финансирование было заморожено на период президентской предвыборной кампании. Новая власть, прежде критиковавшая Юлию Тимошенко за наращивание госдолга, теперь добивается не только завершения кредитования по прежней программе, но и выдачи Украине еще одного кредита. Как сообщил вице-премьер Сергей Тигипко, речь идет о сумме в 19–20 млрд. долл. , которую украинское правительство предполагает получить от МВФ в течение 2,5 лет. Чиновник заверил, что новый кредит будет направлен не на текущие расходы, а в золотовалютные резервы Нацбанка. То есть Украина нуждается не в деньгах МВФ, а в продолжении программы сотрудничества – как в сигнале для иностранных инвесторов о безопасности ведения бизнеса в Украине.
Этот тезис высказал во время встречи с миссией МВФ и президент Виктор Янукович. Он подчеркнул, что новый кредит станет гарантом стабильности финансовой системы Украины, что, в свою очередь, является предпосылкой «развития производства и экономики в целом». Украинский лидер отметил, что в целом экономика Украины уже пережила кризис и начала восстанавливаться: рост ВВП в этом году составил 4,8%, промышленное производство увеличилось на 12,6%, доходы бюджета за пять месяцев увеличились на 8,8%. Чиновники отмечают, что при условии получения нового кредита от МВФ для украинской экономики наступит благоприятный период стремительного роста. Ведь выплаты по прежним заимствованиям пока минимальны: в этом и следующем году Украина должна платить МВФ только проценты по кредитам, составляющие примерно 115 и 230 млн. долл. в год соответственно. Пиковая нагрузка на бюджет по возврату долга МВФ придется на 2012–2014 годы, когда выплаты приблизятся к 5 млрд. долл. в год, отмечают они.
МВФ, судя по всему, осторожно относится к оптимистическим прогнозам украинского правительства. Ведь данные о растущих доходах госбюджета не учитывают задолженности по возврату НДС бизнесменам, а дефицит бюджетов Пенсионного фонда и компании «Нафтогаз Украины» превратился в отдельную проблему, которая может ухудшить отчетность. По прогнозам инвестиционной компании Dragon Capital, правительство к концу года может не уложиться в согласованные с МВФ параметры дефицита госбюджета.
Один из оппозиционных лидеров Юлия Тимошенко на днях заявила, что реальный дефицит украинского госбюджета уже составляет свыше 16%. «С такими дефицитами МВФ не кредитует», – спрогнозировала Тимошенко провал нынешних переговоров. Она добавила, что миссия фонда недовольна и наращиванием расходов на содержание госаппарата, и туманной историей с предстоящей выплатой из госказны 3–5 млрд. долл. компании «РосУкрЭнерго», и отсутствием системных реформ в Украине.
Международные финансовые организации неоднократно заявляли об условиях продолжения сотрудничества с Украиной. Один из основных акцентов в требованиях сводился к непопулярным мерам, призванным сократить расходы государства. В частности, речь шла об ограничении финансирования социальных программ, о повышении до рыночного уровня стоимости газа, электроэнергии, услуг ЖКХ для населения, о сбалансировании расходов Пенсионного фонда и одновременном увеличении пенсионного возраста. Однако новая власть, как и предшественники, не торопится выполнять требования из опасений породить волну акций протеста. На днях руководитель парламентской фракции правящей Партии регионов Александр Ефремов четко озвучил журналистам позицию власти: «Мы прекрасно понимаем, что есть вопросы, которые мы обязаны решать. Но мы также понимаем, что для того, чтобы повысить нагрузку на карман человека, нужно опережающими темпами этот карман наполнить…» Пока что инициатором непопулярных реформ выступает только Сергей Тигипко, однако его позиция, похоже, не находит поддержки в правительстве.
Поэтому единственное достижение, которым может похвалиться украинская власть, это разработка нового Налогового кодекса, который уже прошел первые слушания в Верховной Раде. Впрочем, этот документ вызывает резкую критику как украинских бизнесменов и экономистов, так и их зарубежных коллег. Он может окончательно разбалансировать налоговую систему и создать новые проблемы как для бизнесменов, так и для рядовых граждан, отмечают эксперты. Сейчас депутаты спешно подправляют скороспелый проект кодекса, внося в него сотни поправок. Что получится на выходе – пока неизвестно.
Сейчас не только эксперты, но и отдельные правительственные чиновники сомневаются в успешном завершении переговоров с МВФ. Руководитель центра социально-экономических исследований CASE–Украина Дмитрий Боярчук обратил внимание на тот факт, что правительство снова ведет переговоры о кредитовании с Россией, которая не выдвигает украинской стороне требований о непопулярных структурных реформах. Он напомнил, что на прошлой неделе в прессе прозвучала информация о перечислении Киеву 2 млрд. долл. от ВТБ. Однако даже украинские чиновники по-разному комментировали назначение этих денег, говоря то о кредитовании проектов сотрудничества в атомной энергетике, то о решении бюджетных проблем. В то же время экономист Игорь Луценко сообщил «НГ», что, по его сведениям, российские банки, связанные с правительством, располагают специальным бюджетом для Украины, который может быть сопоставим с запрашиваемыми кредитными средствами у МВФ. Экс-министр финансов Виктор Пынзеник, отмечая засекреченность украинско-российских переговоров о кредитовании, выразил опасение, что Москва требует от Киева политических уступок и выгодных российскому бизнесу решений. Это прямо противоречило бы сотрудничеству с МВФ.
Все экономисты сходятся во мнении, что средства, которые Украина может получить от России, не заменят программу сотрудничества с МВФ. Руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский пояснил, что дело не столько в деньгах, сколько в положительном или отрицательном сигнале для иностранных инвесторов. Скандал с МВФ будет означать международное признание Украины нестабильной страной с высокими рисками ведения бизнеса, с которой рискует сотрудничать только Россия, приходят к выводу эксперты.