По итогам визита президента России Дмитрия Медведева в Киев 17-18 мая могут быть подписаны соглашения о создании совместных предприятий в авиастроительной отрасли. Об этом на днях заявил сам Медведев. При этом он уточнил, что речь идет в первую очередь о продолжении совместной работы по таким проектам, как пассажирские суда Ан-140 и Ан-148. «По одной из моделей сейчас рассматривается вопрос о начале ее сборки на мощностях нашей Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК. - «ДЕЛО»)», - пояснил глава России.
Сегодня российские компании активно осваивают самостоятельное производство самого востребованного украинско-российского проекта реактивного пассажирского самолета Ан-148, который у антоновцев получил прозвище «Ласточка». А в начале апреля этого года глава ОАК Алексей Федоров предложил проект распределения работ между Россией и Украиной, по которому данную модель «Ана» планируется производить исключительно на российских предприятиях. Украине же должна достаться сборка, по сути, усовершенствованного варианта Ан-148 - пассажирского Ан-158.
Тем не менее, как утверждают участники рынка, этот вариант пока только обсуждается сторонами и окончательное решение по нему не принято. «Сегодня мы сотрудничаем с российскими партнерами на тех же условиях, что и раньше. В частности ГП «Антонов» по-прежнему производит крыло для Ан-148», - пояснили в пресс-службе ГП «Антонов».
По мнению экспертов, теоретически каждая из стран может освоить производство отдельной модели «Ана» самостоятельно. Однако с практической точки зрения это не совсем логично. «Разделение производства, при котором Россия будет собирать Ан-148, а Украина - Ан-158, нельзя назвать целесообразным. Ан-148 - это уже серийный самолет, сборку которого освоили обе страны. А вот Ан-158 только проходит испытания. И его серийное производство начнется не ранее 2011 года», - поясняет директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава.
По мнению эксперта, единственное, что может преследовать в такой ситуации ГП «Антонов», это стремление снять с себя обязательства по производству комплектующих именно для 148-й модели. «Насколько мне известно, у «Антонова» были проблемы с поставками комплектующих для Ан-148. И шестой серийный самолет этой модели, который проходит сборку в России, укомплектован частями фюзеляжа не киевского, а воронежского производства, тогда как для первых пяти Ан-148 российского производства из Украины были поставлены носовая и центральная части фюзеляжа», - отмечает Кава.
Подтверждают слова аналитика и российские авиастроители. «Шестой по счету Ан-148 оснащен фюзеляжем полностью воронежского производства», - говорит Виталий Збруев, генеральный директор Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО). Также российские предприятия в ближайшем будущем планируют освоить производство центральной части крыла (сегодня крыло для Ан-148 полностью производит ГП «Антонов»).
В целом, по словам Александра Кавы, для Украины создание совместных украинско-российских предприятий в первую очередь интересно с точки зрения получения новых заказов. Для России же важен доступ к украинским авиаконструкторам. Подтверждает эти слова и заявление министра промышленной политики Дмитрия Колесникова, которое он сделал в конце апреля. В частности он отметил, что Украина обладает технологиями производства модернизированных самолетов «Руслан» - Ан-124-100 и Ан-124-200, но не имеет мощностей для их строительства.