Вашингтон продолжает усиливать давление на Тегеран. Белый дом подготовил проект нового усиления международных санкций в отношении Ирана – речь идет о расширении списка юридических и физических лиц, зарубежные счета которых должны быть заморожены. Предлагается наложить полный запрет на некоторые транзакции с Ираном в сфере грузоперевозок и банковских операций (существующие санкции лишь призывают страны-члены ООН проявлять "бдительность" или "сдержанность" в этих областях). Экспорт вооружений в ИРИ предлагается запретить полностью. Расширяется список иранских банков, подпадающих под действие санкций. Кроме того, предлагается ввести запрет на экспорт в Иран бензина, что дало бы весьма ощутимый эффект, поскольку страна не может самостоятельно производить его в необходимых количествах.
Все эти меры, полагают в Вашингтоне, должны заставить Исламскую республику отказаться от ядерной программы. Однако не все, от кого зависит принятие решение в Совете Безопасности ООН, разделяют подобный подход. Россия, по словам Дмитрия Медведева, в принципе готова рассмотреть вопрос о санкциях, но только если переговоры с Тегераном не принесут никакого успеха и только если санкции не будут иметь негативных гуманитарных последствий. Пекин высказывается еще более определенно: он против любых новых санкций. А президент Бразилии (которая сейчас является непостоянным членом СБ ООН) Лула да Силва заявил г-же Клинтон, что желает Ирану того же, чего и собственной стране – успешного развития ядерной программы и использования ее в мирных целях.
Следует отметить, что международные санкции, которые были приняты в последние годы, не возымели абсолютно никакого эффекта: недавно Тегеран объявил о намерении обогащать уран до 20%-ного уровня.
Что касается собственно американских санкций, их действие следует признать, как минимум, неоднозначным. Еще в 1995 г. США прекратили всякую торговлю с Ираном, а 1996 г. был принят так называемый "Закон д'Амато", который карает любую компанию (американскую или иностранную), вложившую в иранскую нефтегазовую отрасль более $20 миллионов. С тех пор американский бизнес фактически потерял для себя иранский рынок. Однако многие европейские и азиатские компании продолжают вести дела с обеими сторонами, и Иран по-прежнему имеет доступ как к капиталам, так и к современным технологиям.
А на днях The New York Times опубликовала скандальную информацию: оказывается, американские компании не только продолжают сотрудничать с Ираном, но и умудряются получать при этом помощь от правительства США. За последние 10 лет американскими и иностранными компаниями, которые ведут дела в Иране, было получено от Вашингтона $107 млрд в виде оплаты за выполнение контрактных обязательств, а также грантов, кредитов и других выплат. Таких компаний, по данным издания, В США и Европе насчитывается 74. Некоторые из них, правда, уже сворачивают свои контакты с Тегераном, однако около 50-ти не собираются этого делать. Закон д'Амато работает только как пугало: ни одна компания в действительности не была наказана за его нарушение. Например, южнокорейская Delim Industrial в 2007 г. выиграла тендер на модернизацию одного иранского НПЗ, за что должна была подвергнуться санкциям. Однако вместо этого спустя всего два года она заключила крупный контракт с американским правительством на строительство жилых домов для военной базы США на территории Южной Кореи. И таких примеров немало. США не стали наказывать ни одну крупную энергетическую компанию за сотрудничество с Ираном, хотя в свое время тучи в этой связи сгущались и над Total , и над Shell .
Приведенные факты не означают, однако, что американские санкции не оказывают вовсе никакого влияния на ситуацию в Иране. Крупнейшие европейские банки перестают осуществлять транзакции с участием иранских компаний. А недавно, как сообщила The Financial Times , три крупнейших нефтетрейдера – Vitol, Glencore и Trafigura – прекратили поставки бензина в Иран, что может очень серьезно ударить по иранской экономике.
Правда, до сих пор Иран не сильно страдал от подобных ударов: освободившиеся места в его внешнеэкономических контактах тут же занимали партнеры из Азии – банки, строительные и энергетические компании. Та же The Financial Times отмечает, что нефть на иранский рынок поставляют китайские и дубайские трейдеры. Получается, что "кольцо" санкций вокруг Ирана на самом деле представляет собой лишь полукруг со стороны Запада.