Правительство РФ на заседании 4 марта в основном одобрило стратегию развития автомобильной промышленности страны на период до 2020 года. По словам министра промышленности и торговли Виктора Христенко, принято решение несколько доработать ее в плане уточнения ряда параметров.
Стратегия развития автопрома – комплексный документ, отмечающий цели, задачи и приоритеты государственной политики по развитию национальной автомобильной промышленности. Реализация стратегии предполагает три этапа: первый (2010 г. ) – преодоление последствий экономического кризиса; второй (2011-2014 гг. ) – посткризисное восстановление отрасли, формирование базы инновационного развития; и третий (2015-2020 гг. ) – развитие конкурентоспособной автомобильной промышленности в условиях стабилизации рынка. Для реализации стратегии потребуются инвестиции в объеме 627,3 млрд рублей.
В ходе вчерашнего заседания правительства Владимир Путин призвал граждан, собирающихся приобрести автомобиль, не тянуть с покупкой: "если вы планируете приобрести новую машину, не стоит откладывать". Премьер напомнил, что сейчас при покупке автомобиля, произведенного на территории РФ, можно получить скидку в размере 50 тыс. руб. , предоставляемую государством в рамках программы по утилизации старых машин, и кредит с субсидированной процентной ставкой. Программа льготного автокредитования, действующая с апреля 2009 г. , касается автомобилей стоимостью до 600 тыс. руб. , произведенных в России.
По словам Путина, банки будут и дальше выдавать субсидированные кредиты, а с 8 марта 2010 г. стартует программа утилизации автомобилей старше 10 лет. Ожидается, что с ее помощью на льготных условиях удастся реализовать 200 тыс. новых машин. "Убежден: и антикризисные меры, и постепенное восстановление экономического роста вновь приведут к увеличению спроса на новые автомобили", – заявил председатель правительства.
Говоря о целях и перспективах развития отечественного автопрома, в качестве первого этапа премьер назвал формирование в России современной автомобильной промышленности, включающей "всю технологическую цепочку – от стального листа до конечного изделия". Следующим шагом должно стать создание новых предприятий по выпуску автокомпонентов, причем с активным использованием преимуществ международной кооперации.
Стартующая в Международный женский день программа утилизации старых авто становится спасительной возможностью для АвтоВАЗа. На его складах скопилось около 50 тыс. нереализованных автомобилей, что основательно ухудшает финансовые показатели предприятия, и ВАЗ намерен использовать программу для расчистки складов готовой продукции. Для этого к финансируемой государством 50-тысячной скидке завод готов добавить собственный дисконт на некоторые модели. Так, скидка на "классику" – ВАЗ 2105 – составит 9%, в результате чего, с учетом утилизационной скидки, стоимость машины в базовой комплектации составит 99 тыс. руб. (сейчас – 163,5 тысячи). Цену на "Лада Калина" производитель намерен снизить на 3%, доведя ее до 199 тыс. рублей. На оставшиеся на складах машины 2008 г. выпуска завод готов предоставить еще большую скидку; предположительно, цена "пятерки" в базовой комплектации может составить около 75 тыс. рублей. Всего за время действия программы по утилизации АвтоВАЗ планирует реализовать не менее 100 тыс. автомобилей всех годов выпуска.
Определенные выгоды российский автогигант от этого получит. Во-первых, избавится от запасов малоликвидных машин, причем устаревшие модели, возможно, будут постепенно сниматься с производства, высвобождая мощности под более современные, в том числе с участием на базе "Рено" . Еще одним позитивным моментом должно стать обновление автопарка в наиболее консервативном низшем ценовом сегменте. Существенное снижение цен на новые "ВАЗы" позволит потеснить оттуда очень старые иномарки и отечественные автомобили. Впрочем, 100 тысяч новых машин вряд ли способны существенно изменить ситуацию, учитывая, что в России порядка 20 млн автомобилей имеют возраст 10 и более лет.
Наравне с положительным эффектом программа по утилизации старых авто может оказать на российский автопром и негативное воздействие: не исключено возникновение проблемы, с которой уже пришлось столкнуться автопроизводителям в других странах. Дешевые льготные автомобили могут оттянуть на себя весь или почти весь потенциальный спрос в своих сегментах. Воспользовавшись программой и вняв призывам премьера "брать машины, пока горячо", покупки осуществят в том числе и те, кто собирал деньги на более дорогую модель, и по окончании программы рост продаж может обернуться их падением. Более того, продав по льготным ценам устаревшие модели, АвтоВАЗ надолго может лишиться покупателей более современных и дорогих авто. Российский рынок новых бюджетных машин, основным поставщиком которых является завод, достаточно сложен. Это объясняется невысокими финансовыми возможностями большинства его участников. Потратив на льготную "пятерку" деньги, собираемые на более дорогие "Самару" или "десятку", эти люди надолго выбывают из числа потенциальных клиентов АвтоВАЗа.