Страховые компании утверждают, что ужесточение ответственности по правилам дорожного движения существенно уменьшило количество ДТП. Следовательно, и общий объем выплат также уменьшился. В таких условиях страховые компании вынуждены были повысить ставки по автокаско. Кардинальных изменений на рынке за истекший год не произошло. 2009 год прошел под девизом сокращения кредитных программ и емкостей договоров страхования новых автомобилей. Изменения происходили поэтапно на протяжении всего прошлого года. Во-первых, повысились требования к размещению депозитов. Уменьшились требования к тарифной политике страховщика. Некоторые банки даже " подталкивают" партнеров к повышению тарифов, выставляя требования по комиссионному вознаграждению по всем договорам, где банк является выгодоприобретателем. Особое повышение автокаско происходило в первой половине 2009 года, когда наблюдался стремительный рост цен на запасные части. Практически во всех страховых компаниях уровень тарифов достиг 8% (а ранее при таких же условиях договоров можно было приобрести полис и за 4,5%). Определенная курсовая стабилизация привела и к фиксации на установившемся уровне тарифов на страхование. Во второй половине 2009 года автокаско несколько уменьшилось. Расценки на автостраховки снизились для начинающих водителей. Так, средний тариф по каско при нулевых франшизах по ущербу и угону для автолюбителей со стажем вождения до трех лет упал сразу на 1,26% страховой суммы (до 6,95% страховой суммы). В то же время выросли расценки для водителей со стажем более трех лет - с 6,67% до 6,78% страховой суммы. Аналогичная ситуация наблюдалась и в случае со средним тарифом по каско при низкой франшизе по ущербу (от 0,25% до 2,5%) и средней по угону (от 1,5% до 10%). Для начинающих автомобилистов он уменьшился на 0,73% страховой суммы (до 6,51% страховой суммы), а для водителей со стажем более трех лет - вырос на 0,11% страховой суммы (до 6,14% страховой суммы). Тарифы при средней франшизе по ущербу (от 2,5% до 5%) и средней по угону (от 1,5% до 10%) претерпели значительное уменьшение. В этом случае снижение произошло в обеих группах: средние расценки по каско для водителей с опытом вождения до трех лет уменьшились с 7,03% до 6,22% страховой суммы, более трех лет - с 5,89% до 5,73%. Ситуация в четвертом квартале была усугублена тем, что в аналогичном периоде 2008 года из-за кризиса уже шло снижение объемов страхования в Украине, соответственно, в данный период портфель пролонгаций договоров был меньшим по сравнению с предыдущими кварталами. То есть, страховщики ощутили не только снижение объемов по страхованию новых автомобилей, но кризисная ситуация также существенно отразилась и на привлечениях по пролонгациям договоров. Продолжалась и негативная динамика, связанная с уходом некоторых страховщиков с рынка, что отрицательно повлияло на деятельность всего рынка. Положительным моментом стало увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения, которые привели к уменьшению ДТП. В январе количество аварий возросло из-за гололеда, но, как правило, средний размер ущерба небольшой, т. к. водители все же, понимая сложные дорожные условия, соблюдают соответствующий скоростной режим. Сейчас тенденция на рынке - только к увеличению тарифов. Основной рост произошел в сегменте страхования дешевых марок автомобилей, так как убыточность по данному сегменту более высокая. Как правило, данная категория водителей имеет меньший стаж вождения. Тарифы на страхование дорогих автомобилей более стабильны. В связи с этим некоторые страховые компании выбирают для себя целевым сегментом владельцев дорогих автомобилей, но эти клиенты более требовательны к сервису обслуживания. Вместе с тем, чтобы не потерять клиентов, страховые компании повысили тарифы выборочно. Увеличивались тарифы на отдельные группы транспортных средств, отличающиеся повышенной убыточностью или большой частотой наступления событий. Но в целом, увеличение тарифов по отдельным группам транспортным средствам составляет от 5% до 15%. Больше всего повысились тарифы на авто, стоимость запчастей и ремонта которых резко увеличилась. В первую очередь это машины японских марок. Также повысились тарифы на автомобили, произведенные в Китае. Повышение страховых ставок не отразилась на количестве страховых полисов. Сейчас активизировались юридические лица, страхующие свои автопарки. Крупные предприятия и организации не отказались от страхования каско, но при этом попытались найти оптимальное соотношение цены и качества, иногда отдавая предпочтение более дешёвым продуктам по сравнению с прошлым годом. Принципиально новые программы страхования каско не появлялись. Но страховщики пытаются внедрить новшества для автомобилистов. Компании пытаются больше продвигать дешевые программы, такие как " до первого страхового случая" , страхование только на случай тотального ущерба. В отличие от ожиданий, эти программы сейчас не пользуются большим спросом. Те клиенты, которые имеют финансовую возможность приобрести страховую программу, все чаще останавливаются на более широких опциях страхования. Положительной тенденцией на рынке страхования является более внимательное отношение страховщиков к своим клиентам. Страховые компании акцентируют особое внимание на собственных клиентских базах и пролонгациях договоров. Негативным фактором является ухудшение положения на страховом рынке. Также эксперты отмечают, что тенденция сокращения игроков продолжится: ожидается уход несостоятельных компаний и слияния мелких. Что касается тарифов, то они стабилизировались, и их снижение в этом году не ожидается.