На поддержку национальной валюты в этом году уже потрачено свыше $10 млрд.
«Скажи-ка дядя, ведь недаром…?»
Нетленные слова классика, слегка видоизмененные вопросительным знаком, как нельзя лучше подходят для описания того, что происходит с украинской гривной. Вернее того, что с ней делают наши государственные экономисты. А делают они следующее – тратять огромное количество наших с вами денег на искусственную поддержку ее курса.
Механизм такой поддержки прост – интервенции регулятора на межбанковском валютном рынке. Или, говоря простыми словами – продажа-покупка валюты (доллара) для того, чтобы утолить спрос покупателей на нее. И тут срабатывает 2 простых закона. Первый – НБУ продает (покупает) ее достаточное количество, и тогда курс родной гривны остается на том уровне, который был вчера. От такого развития событий выигрывает население страны и серьезный бизнес всех мастей, уважающий стабильность.
Второй – он просто «курит в сторонке» и наблюдает, как из-за резко возросшего спроса на валюту (уплата внешних кредитов, внешние факторы, спекуляции) и ее недостаточного количества, курс этой валюты резко прыгает вверх. А гривны – соответственно, падает вниз. Приблизительно такое мы могли наблюдать в конце прошлого года, когда ни с того ни с сего курс доллара резко вырос в два раза. При помощи таких нехитрых комбинаций некоторыми субьектами (их сравнительно немного) за считанные дни зарабатываются состояния размером в десятки миллионов долларов.
Однако, сегодня хочется сказать не о втором случае (о нем за последний год было написано очень много, включая сумы и фамилии), а о первом. Тем более, что повод самый что не есть подходящий – подсчитано количество денег, потраченных НБУ за неполный год, на удержание гривны в коридорах «8,00-8,50».
Итак, оказалось, что с начала 2009 года НБУ использовал на эти цели аж … $10,3 млрд. из своих золотовалютных резервов. Как вам такая сумма? Получается, что за 11 месяцев Нацбанк растратил фактически половину своего золотовалютного запаса. И хотя в самом учреждении утверждают, что на конец года объем собственных международных резервов регулятора не будет менее $15 млрд., возникает резонный вопрос – а как это проверить?
Не получается ли так, что нас с вами вводят в заблуждение? Ведь еще недалее чем летом? тот же НБУ утверждал, что на поддержку гривны им потрачено не более 5 млрд. из своих запасов. Другими словами, где доказательства того, что у главного финансового регулятора страны еще достаточно денег для оперативного реагирования на курсовые колебания? Их нет.
Не получив ответа на первый вопрос, мы задаем второй – не зря ли потрачены такие немаленькие деньги? На первый взгляд, вроде бы и не зря, ведь на протяжении последних нескольких месяцев (когда, если верить НБУ они потратили около 5 млрд.) курс гривны по отношению к баксу оставался приблизительно одинаковым. Но принимая во внимание ту сумму, которая была затрачена за такой короткий временной промежуток, возникает третий вопрос – а насколько еще хватит запасов НБУ для подобной поддержки гривны?
Если исходить из логики цифр и учитывать динамику последних месяцев, то получается, что оставшихся $15 млрд. (поверим Нацбанку на слово) должно хватить не более чем на год. И вот после такой «прикидки» возникает последний вопрос – что будет потом?