Ангеле Меркель, вторично ставшей канцлером и сформировавшей коалиционный кабинет, предстоит вытягивать Германию из кризисного болота. Пока немецкая экономика подает противоречивые сигналы, однако есть обнадеживающие признаки того, что она вновь начинает набирать обороты.
Договор, который подписали три партии, сформировавшие правящую коалицию (ХДС, ХСС и СвДП), называется "Рост. Образование. Сплоченность". Он наметил пути выхода из кризиса, план радикального оздоровления экономики, а также некоторую "модернизацию" общественного сознания. Надо сказать, большинство из этих целей всегда актуальны, но для Германии – особенно. И в докризисные времена ее экономика не показывала высоких показателей роста (даже по меркам развитых стран), а уж теперь придется применять самые радикальные методы.
В нынешнем году ФРГ постиг самый значительный за более чем полвека экономический спад – порядка 5% ВВП. Немецкие экономисты занимаются подсчетом убытков и потерь от кризиса, как от стихийного бедствия. Менее чем за год в стране уничтожено 3,2 млн рабочих мест – то есть, потерял работу каждый девятый. В ключевых и традиционно сильных отраслях промышленности – машиностроении и производстве оборудования – объем заказов в последние месяцы упал более чем вдвое. По оценкам Объединения немецких производителей машин и оборудования (VDMA), в текущем году оборот машиностроительной отрасли составит около 170 млрд евро – на 40 миллиардов меньше, чем в прошлом. Возобновление роста ожидается только во второй половине 2010 года.
В то же время Союз германских промышленно-торговых палат (ДИХК), опросив около 25 тыс. немецких фирм, пришел к выводу, что национальная экономика преодолеет последствия кризиса гораздо быстрее, чем прогнозирует большинство экспертов. Экономическая конъюнктура "выздоравливает", и если по итогам 2009 г. будет зафиксирован спад в 4,8% ВВП, то уже в 2010-м экономика вырастет на 2% (другие прогнозы говорят о росте в 1,2%). Однако на докризисные объемы промышленного производства Германия сможет выйти лишь к концу 2012 года. Кроме того, ДИХК (как и другие эксперты) прогнозирует дальнейшее ухудшение ситуации в сфере занятости: к концу года число безработных увеличится до 3,45 миллиона человек, а в 2010 г. – до 3,9 миллиона. С этим проявлением кризиса предстоит бороться еще долго.
Какие же радикальные меры предполагает принять кабинет Меркель? Прежде всего, те, что давно назрели и перезрели, – снижение налогов. Многие эксперты и представители деловых кругов утверждают, что высокий уровень налогообложения в ФРГ тормозит экономический рост и отпугивает инвестиции. Правительство намерено уже с 1 января 2010 г. снизить налоги на прибыль и на наследство, а в 2011 г. в целом упростить систему налогообложения (которая слывет одной из самых сложных в мире). Принятие этих мер было одним из главных требований СвДП при ее вхождении в коалицию. Деловые круги страны одобряют избранный курс. Однако у него есть и обратная сторона – существенное сокращение доходной части бюджета. Она усохнет на 24 млрд евро в год, при этом федеральное правительство лишится 10 млрд евро, а земли – 14 миллиардов. Излишне говорить, что это резко сузит финансовые возможности властей и приведет к росту бюджетного дефицита (по этому показателю Германия вновь станет злостным нарушителем требований европейского валютного союза). Кроме того, будут уменьшены взносы работодателей в фонд медицинского страхования, в результате чего основная тяжесть расходов на здравоохранение ляжет на работников. Учитывая тенденцию к старению населения , подобные меры окажутся тем более болезненными для граждан.
В целом же, как отмечают эксперты, намеченные налоговые реформы отвечают интересам бизнеса и крупных собственников и будут способствовать оживлению экономики, но финансовое положение граждан со средними и низкими доходами при этом ухудшится. Надо сказать, совсем не это обещали своим избирателям все три правящие партии. Немецкое государство становится все менее социальным, стремясь быть более конкурентоспособным в мировой экономике.