Грядущее повышение соцстандартов грозит Украине дефолтом.
Вопреки Тимошенко, МВФ и здравой логике
Свиной грипп захватил сердца и умы украинцев всерьез и надолго. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже такая резонансная тема как повышение соцстандартов, поставившая всех на уши несколько недель назад, отошла на второй план. А зря, ведь там дело не стоит на месте, и совсем скоро злополучное повышение опять будет мелькать в каждой новости.
Все дело в том, что неоднозначный закон, вызвавший много ожесточенных споров и дискуссий, таки получил добро - 30 октября Виктор Ющенко поставил под ним свою подпись. Таким образом, наш гарант проигнорировал не только многоразовые обращения-просьбы со стороны БЮТ и Юлии Тимошенко лично, но и «послал куда подальше» сам МВФ.
Наверное многие помнят, что премьер очень сильно противилась законопроекту о соцстандартах, и после того как ПР с помощью различных комбинаций по сбору голосов среди депутатов превратила его в закон, она не сложила руки. Сразу же после голосования 20 октября БЮТ обратился к президенту с просьбой не подписывать его. А 26 октября 2009 года Тимошенко лично направила Ющенко письмо, в котором попросила наложить свое вето.
Как и одноименный блок, Тимошенко привела следующий аргумент – сей закон не обеспечен финансированием и может усугубить экономический кризис в стране, поскольку потребует в 2009 году дополнительных расходов в размере 1 млрд. грн., а в 2010 году – 9 млрд. грн.
Впрочем, не только премьер требовала «не пущать» - ветирование закона о повышении зарплат является ключевым условием МВФ для выдачи очередного транша кредита фонда в размере 3,8 млрд. грн. То есть в случае его подписания, МВФ автоматически делал красивый «прощальный взмах ручкой», в результате чего наш бюджет фактически оставался без денег. А это значит – отсутствие зарплат, пенсий, пособий по безработице и прочая, прочая, прочая…
И в том, что все произойдет именно так, можете не сомневаться, ведь значительная часть предыдущих траншей от стабилизационного кредита МВФ была направлена именно на своевременную выплату зарплат и пенсий. И хотя ранее сама Юлия Владимировна это напрочь отрицала (достаточно вспомнить ее октябрьскую перепалку с главным коммунистом страны г-м Симоненко, который обвинил премьера в нецелевом использовании 3 млрд. грн.) – теперь делать невинное лицо не получиться. Ведь то, что значительная часть денег от МВФ идет не на реструктуризацию экономики, а на карманные деньги украинцев подтвердил сам МВФ в своем пресс-релизе в конце октября.
Откуда брать деньги?
Впрочем, на что именно были потрачены полученные от МВФ деньги уже не столь важно. Важно другое – где брать средства на повышение соцстандартов, подписанных Ющенко? В нескольких словах напомню – в законе предусмотрено повышение минимальной зарплаты в стране с 1 ноября до 744 гривен, с 1 января 2010-го - до 869, с 1 апреля - до 884, с 1 октября - до 907, а с 1 декабря - до 922 гривен. Также будет увеличен минимальный прожиточный уровень: в ноябре он возрастет до 701 гривны, а в течение 2010 года - с 825 до 875 гривен.
В общем, деньги весьма и весьма немалые, согласитесь. И их нужно где-то брать. Но где, если экономика стоит, а МВФ кредит теперь не даст? На фоне таких сложных вопросов очень … смешно выглядят предложения президента, который, оказывается, нашел способ добычи средств. Так, в его секретариате заявили, что одним из источников финансирования может стать экономия средств бюджета страны на обслуживание госдолга.
По словам первого заместителя главы секретариата Александра Шлапака, в текущем году на обслуживание госдолга было заложено 10 млрд. гривен, однако в январе-сентябре 2009 года на это было фактически использовано 2,2 млрд. гривен. Хм-хм, интересные цифры. Даже если предположить что все происходило именно так, и денег на госдолг пока пошло в несколько раз меньше, остается без ответа один простой вопрос – господа, что же вы предлагаете, а?
Прекратить обслуживание госдолга и тем самым объявить дефолт? После которого можно смело ставить на украинской экономике большую и жирную точку, поскольку мы получим не только фактическую изоляцию от гриппа, но и формальную – от каких-либо иностранных инвестиций и кредитов. А ведь это в условиях экономического кризиса равнозначно всестороннему банкротству.