Правительство запланировало серьезную модернизацию ГТС. Вот только деньги на это нет совсем.
Сейчас как запланируем …
Наконец-то, спустя аж девять месяцев после подписания так называемой брюссельской декларации между Украиной и Евросоюзом, предусматривающей модернизацию украинской ГТС, наша страна смогла написать план этой модернизации. Так, 21 октября Кабинет министров утвердил концепцию модернизации и переоснащения газотранспортной системы страны на 2009-2015 годы.
По словам министра топлива и энергетики Юрия Продана, в этом документе акцент сделан на техническом переоснащении трубопроводов, компрессорных и газораспределительных станций. В частности, концепция предусматривает перевод украинских газоперекачивающих станций с газа на электроэнергию, что позволит снизить объемы закупок российского технологического газа.
Но неподдельный интерес в этом плане вызывают далеко не технические детали, нет, самое интересное – это финансы, которые будут потрачены. Так, стоимость заявленных работ равна $2,57 млрд. При этом предусматривается, что проект будет осуществляться частично за счет средств «Нафтогаза», а частично – помощи Европы. Но вот тут-то, как говориться, и спрятан главный недостаток такой замечательной на вид концепции.
А ведь денег-то нет!
Пройдемся же по предлагаемым источникам финансирования модернизации детально, благо это позволит сделать весьма примечательные выводы. Итак, еще в сентябре вице-премьер Григорий Немыря заявил, что к ноябрю украинская сторона может получить требуемые деньги от ряда международных кредиторов. «Украина, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Европейский инвестиционный банк, Всемирный Банк и Еврокомиссия достигли договоренности о шагах, которые позволят в конце осени, мы говорим об октябре-ноябре, получить доступ к инвестициям в пределах $1,5-2 млрд. на модернизацию украинской ГТС», - такими были его слова.
Действительно, возможность получения подобной суммы была заложена в декларации, подписанной в марте этого года между Украиной и Евросоюзом. Но подчеркиваю – возможность, а не обязательство. И как оказалось – между двумя этими понятиями действительно существует большая разница.
Так, во вторник представитель президента по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский сообщил, что вышеназванные международные финансовые организации … приостановили переговоры о предоставлении кредита компании «Нафтогаз Украины». По его словам, причиной замораживания стало нежелание правительства провести реформы в газовом секторе. Да, может отметить прозорливый читатель, но ведь Соколовский сказал это во вторник, а концепция модернизации от Тимошенко появилась в среду!
Согласен, это важный аргумент, однако, не кажется ли вам что принятие такого важного документа всего спустя сутки после заявления Соколовского, похоже не на нормальное планирование, а попытку затушить с помощью ведра воды пылающий дом? Как бы там не было, но упомянутые в декларации международные доноры пока не спешат делать какие-либо заявления. А это значит, что обещанные ими $2 млрд. пока зависли в воздухе, и на них рассчитывать не стоит.
Не менее туманная ситуация и с возможным привлечением средств самим «Нафтогазом». Стоит отметить, что модернизировать ГТС украинская компания может лишь за счет кредитных средств, поскольку сама находится в плачевном финансовом состоянии, фактически на грани банкротства. Так, она с трудом справляется с ежемесячной выплатой России за импортируемый газ, каждый раз полагаясь на финансовую помощь либо НБУ либо «Ощадбанка». При этом дефицит бюджета «Нафтогаза» в 2009 году составляет $4,2 млрд., и только 19 октября она с огромным трудом добилась реструктуризации своих международных долгов. Такое положение означает одно – новых кредитов компании не даст никто.
Фактор России
Говоря о модернизации украинской ГТС нельзя не упомянуть о пресловутом российском факторе. «Брюссельская декларация» между Украиной и Евросоюзом была подписана без участия России, что очень не понравилось нашему соседу. Не зря российский премьер-министр Владимир Путин назвал ее «непродуманной и непрофессиональной», а «Коммерсант-Украины» со ссылкой на источники в «Газпроме» на днях сообщила, что переход украинской ГТС на электроэнергию может привести к пересмотру газовых контрактов между государствами.
Кремль, который неединожды «намекал» на свою прямую заинтересованность в покупке, либо же на худой конец «взаимовыгодном участии» в модернизации украинской ГТС, продолжает оставаться фактором, с которым мы не можем не считаться. Правда, не потому что он так могуч, отнюдь, все дело в нашей же позиции, наших действиях и наших политиках, которые просто по-другому не умеют….
Может хватить унижаться?
Вы знаете, я с каждым днем все больше утверждаюсь в мысли, что главная газовая проблема Украины не в том, что «Нафтогаз» - банкрот, а европейские организации не спешат помогать Украине деньгами. Украинская ГТС является одной из крупнейших в мире: ее протяженность составляет около 38 тысяч километров, и именно через наши трубопроводы перекачивается около 80% газа, экспортируемого из России в ЕС. При таком колоссальном транзитном ресурсе, мы продолжаем побираться по миру, унижаясь до элементарных подачек со стороны тех, кто сам должен заискивать перед нами. Не это ли главная проблема нашего государства?